Индия для индуистов?

Превратится ли родина Махатмы Ганди в религиозное государство

16 апреля в индийском штате Уттар-Прадеш погибли экс-депутат парламента Атик Ахмед и его брат. Полиция везла арестованных братьев в больницу под прицелами телекамер, сквозь конвой прорвались три боевика и открыли стрельбу – инцидент транслировался в прямом эфире.

Братья Ахмед были главарями местной мафии – за ними числятся убийства, похищения, вымогательство и захваты земель. Сокрушаться по поводу их гибели трудно, но есть многозначительное обстоятельство: стрелявшие кричали «Джай Шри Рам!» («Приветствую Господа Рама!») – боевой лозунг индуистских националистов при столкновениях с мусульманами. На первом допросе в полиции боевики сообщили, что «хотели получить свою долю славы». Похоже, мафиози поплатились не за земные грехи, а за принадлежность к мусульманскому сообществу.

Столкновения между индуистами и мусульманами в Индии дело, к сожалению, обычное: с них и начиналась история независимой Индии. Но Индийский национальный конгресс, детище Махатмы Ганди, правивший Индией большую часть ее новой истории, жестко отстаивал светский характер государства. Пришедшая к власти в 2014-м «Бхаратия джаната парти» (БДП, Индийская народная партия) – другое дело. В ее состав входят националистические и религиозные индуистские течения, например военизированная группировка «Раштрия сваямсевак сангх» (РСС, «Союз добровольных слуг родины»). РСС известна участием в кровавых столкновениях с мусульманами – таких, как разрушение мечети Бабура в Айодхье в 1992 г. и Гуджаратский погром 2002 г.

Программа БДП либеральна и признает принципы демократии. Премьер ее правительства Нарендра Моди – сильный политик, обеспечивший подъем экономики. В кровожадных высказываниях он не был замечен. Хотя недруги напоминают, что в юности Моди был активистом РСС, а в бытность первым министром штата Гуджарат не очень-то противодействовал знаменитому погрому. Тогда погибло около 1000 человек, большинство – мусульмане.

В политике Индии все явственнее проявляются националистические и религиозные тенденции. В декабре 2019 г. был принят закон, по которому беженцы-немусульмане из Пакистана, Бангладеш и Афганистана имеют право на получение гражданства, а мигранты-мусульмане – нет. Принятие закона вызвало волну столкновений между религиозными общинами по всей стране.

Английский вытесняется из образования и делопроизводства, хотя государственный язык, хинди, огромная часть населения не знает. Индийцы говорят на сотнях языков и пользуются разными алфавитами. Английский был лингва франка, языком межнационального общения. А хинди для каких-нибудь каннара или малаяли – просто язык соседнего народа. Мусульманские названия городов меняются на индуистские, даже если города были основаны мусульманами. Так Аллахабад стал Праяграджем, Аурангабад – теперь Чатрапати Самбхаджи Нагар, а Османабад – Дхарашив.

Правительство, оправдывая максиму, что «история – это политика, опрокинутая в прошлое», взялось переписывать учебники. Теперь школьникам преподают, что Индия – это страна индуистов, а всякие «пришлые» религии недостойны внимания. Царь Ашока (III в. до н. э.), объединивший Индостан, приказавший уважать любое вероисповедание и учредивший первый правозащитный институт, ныне не в фаворе: он был буддистом. Акбар I (XVI в.), создавший человеколюбивое вероучение «дин-и-илахи» на базе индуизма, зороастризма, ислама и христианства, – тоже: он был из мусульманской династии Великих Моголов. Более 600 лет индийской истории – от появления Делийского султаната до ликвидации Империи Великих Моголов в 1858 г. – объявляются не то чтобы не бывшими, но неправильными, постыдными. Учебники даже не упоминают в числе шедевров индийской культуры знаменитый Тадж-Махал в Агре, ведь это наследие моголов.

Редактируется и оценка такой национальной трагедии, как гибель Ганди в 1948 г. Всегда считалось – и справедливо, – что Махатма был убит фанатиком, членом РСС Натурамой Годзе. Убит из-за того, что отстаивал светский характер Индии и равенство конфессий. Махатма еще не объявлен негодяем, а Годзе – героем, но больше не пишут о том, что убийца был индуистским экстремистом и активистом «Раштрии». Он как бы действовал сам по себе, по неясным причинам. Если раньше указывалось, что конституцию Индии написал выдающийся правовед и борец за независимость Маулана Абул Калам Азад, то теперь он не упоминается. Не ту веру исповедовал. Ну и, конечно, в учебниках больше нет упоминаний о Гуджаратском погроме.

На фоне исторических фальсификаций проявляется и настоящее мракобесие. В 2018 г. министр образования Сатья Пал Сингх заявил, что индийцы – потомки не обезьян, а индуистских мудрецов «риши»: «Никто не видел, чтобы обезьяна превращалась в человека». И Национальный совет по исследованиям и обучению в области образования (NCERT) в 2022 г. приступил к изъятию теории Дарвина из школьной программы.

Все это меняет не только мировоззрение индийцев, особенно молодых, но и политическую ситуацию в стране. Усиливается изоляция мусульман, а ведь все правительства Индии с момента получения независимости уделяли первостепенное значение выстраиванию отношений с этим меньшинством, составляющим 14% населения. Но сейчас строительство новых мечетей не разрешено и обсуждается преобразование существующих в индуистские храмы. Если до этого дойдет, в Индии прольется море крови – как уже случалось в ее истории.

Растет количество сообщений о нападениях на христиан, за первые три месяца года – 187 подтвержденных случаев насилия на религиозной почве. А в штатах Северо-Востока (Мизорам, Нагаленд, Манипур, Мегхалая) христиан большинство, они вооружены и свободолюбивы...

Сикхи, сыгравшие огромную роль в создании независимой Индии, особенно ее вооруженных сил, и конфликтовавшие в 1980-х гг. с властолюбивой Индирой Ганди, вновь требуют создания независимого сикхского Халистана («Государства чистых»). А сикхский Пенджаб – житница Индии и один из самых развитых штатов; обострение ситуации там чревато экономическим кризисом.

Индия – сложносоставная страна. Это союз множества очень разных народов, народностей и племен, исповедующих разные религии, с разными традициями, обычаями и историей. Индия может существовать только как терпимая, уважающая эти различия федерация, учитывающая интересы всех сообществ. Попытки подавления и маргинализации меньшинств самоубийственны для страны – ведь в совокупности национальные и религиозные меньшинства составляют в ней большинство. Поэтому те, кто сеет рознь и старается разделить индийцев на «первый» и «второй» сорта, рискуют разорвать страну на части.