«Вызов»: «Увидишь яркий свет – это ангелы»

В российский кинопрокат вышел первый в истории художественный фильм, снятый на МКС

Врач-хирург Евгения (Юлия Пересильд, «Петровы в гриппе», «Битва за Севастополь») тридцати с чем-то лет живет в Москве – не «новой», но вполне спальной. Растит дочь, с которой, конечно, не просто, и заботится о маме – совсем еще не старой, но уже сердечнице (Елена Валюшкина, «Горько», «Последний богатырь»). Несколько лет назад у Евгении погиб муж (Михаил Тройник, «Чики», «Хандра») – как считает она сама, по ее вине. И с тех пор прошлое в ее жизни целиком подчинило себе настоящее.

А в настоящем дом-метро-работа, вызов в школу к завучу, потому что дочка ударила одноклассницу, потом быстро домой – измерить давление маме, и снова метро и работа. Еще есть коллега и давний товарищ, который в нее влюблен (Милош Бикович, «Духлесс-2», «Холоп»), но чувство вины – лучшая защита от каких-либо иных чувств. А потом в жизни Евгении случается уникальный опыт, обеспечивший разрыв шаблона и переменивший все.Самое удивительное, что в основе сценария, написанного Климом Шипенко (также – режиссер «Вызова») в сотворчестве с Бакуром Бакурадзе, простейшие, вполне «сериальные» драматургические ходы и зацепки. Те самые, что заставляют многомиллионную аудиторию собираться у телевизоров, когда показывают что-то «особенно интересное». Шипенко на основе этой драматургии умудряется выстроить фильм, с одной стороны, очень эмоциональный, прямого действия, с другой – со вторыми, третьими смыслами и долгим послевкусием. Что на самом деле фокус не меньший, чем съемки невесомости в космосе. Кстати, эта самая невесомость, снятая в невесомости, действительно завораживающее зрелище.

Простоту драматургических ходов режиссер не скрывает – наоборот, выпячивает. Вот герой Биковича хитроумным способом достает из панели учебной модели МКС карандаш, туда закатившийся, и мы понимаем: карандаш этот наверняка обернется «ружьем», которое еще выстрелит. Вот Евгения перед полетом в космос просит обязательно соединять ее с мамой, если та позвонит: она сердечница, ей вредно волноваться. Можно не сомневаться, что мама позвонит в самый неподходящий момент, создав очередную трагикомическую ситуацию. И так далее.

/ Первый канал / START / Yellow, Black & White

Режиссер с лихостью как бы предъявляет всю подноготную: «Смотрите, вот так это скроено и сшито». На самом деле это обманка. Фильм идет два часа сорок пять минут, в мощном темпе, просто не оставляя зрителю шансов на то, чтобы разглядеть и толком понять, как это сделано. И уж тем более на то, чтобы отвлечься. И подспудно грузит, грузит, грузит информацией. К главному аттракциону – съемкам в космосе – зритель, даже если он в этих делах совершенный профан, приходит хорошо подготовленным. Знает, что такое G в центрифуге, как репетируют состояние невесомости на специальном самолете и почему даже абсолютно здоровые на вид мужики при подготовке к полету быстро сходят с дистанции.

А подготовка эта для центральных персонажей – врачей нужна (дальше спойлер, но ведь все и так уже в курсе), чтобы сделать операцию повредившему легкое космонавту на МКС. В принципе, космонавта можно спустить на Землю, по пути он со стопроцентной вероятностью умрет, но зато никто из начальников не пострадает – это штатная, предусмотренная регламентом ситуация. А вот если принять экстраординарное решение – провести операцию на борту МКС и она окажется неудачной, то все причастные могут пойти по статье.

Развилки-ловушки расставлены по всему сюжету. Собственно, суть развилки всегда одна: можно обезопасить себя и наплевать на все остальное, либо пойти на риск, или отказаться от чего-то для тебя важного, но поступить, как подсказывают «нравственный закон внутри нас и звездное небо над нами».

Как и положено на «фабрике грез», «Вызов» передает приветы-пасхалки другим изделиям цеха, в данном случае – предыдущему космическому фильму режиссера «Салют-7». «Если увидишь яркий свет – это ангелы», – говорит героине Пересильд космонавт Антон Шкаплеров. Собственно, это даже не пасхалка: история про свет и ангелов – одна из важнейших в режиссерской версии «Салюта». Яркий «ангельский» свет в финале «Вызова» появился. Не зря слетали.

Когда-то в другой жизни, а на самом деле всего три года назад, Клим Шипенко снял фильм «Текст» по роману ныне иноагента Дмитрия Глуховского. Текст там означает еще и смс (I texted you), и вообще, слово это, как известно, емкое, а еще от него происходит «контекст». И бывают ситуации, когда производное теснит изначальное: контекст убивает текст, ну или пытается это сделать. Сейчас как раз такое время. В обществе разлом, какая-то его часть просто не пойдет смотреть «Вызов» из-за официоза, с которым связан этот релиз. Еще и билеты продают через «Госуслуги». И «Почта России» подключилась к рекламной кампании.

В общем, по известной воспетой Сергеем Довлатовым формуле «если Евтушенко против колхозов, я за». Что абсолютно понятно, но дико жаль. И не только потому, что по профессии «Вызов» – очень высокий уровень. Важно еще, что это фильм про базовые ценности, о которых нельзя забывать, даже когда они со всех сторон теснятся «повесткой». О том, что «рядовой Райан» достоин спасения, каждая жизнь имеет значение, трусость – страшный грех, а уменье брать на себя ответственность в экстремальной ситуации – несомненная добродетель.

И появление сейчас на российских экранах такого кино вряд ли проходит по ведомству «импортозамещения». Скорее, это свидетельство того, что мир хоть и многообразен, но един, российская культура занимает в нем далеко не последнее место. А общечеловеческое все равно восторжествует, что бы ни происходило в моменте.