«Мещане»: между жизнью и смертью

В «Современнике» представили премьеру по пьесе Горького с Александром Балуевым в главной роли

Действие пьесы происходит в начале XX века. Тогда жизнь готовилась вспыхнуть грядущими революциями. Время разламывалось, люди оказывались по разные стороны. Трещина прошла и по дому мещанина Бессеменова. Он полон людей, живущих будто бы одной семьей, – дети, воспитанники, приживалы, квартиранты. Да только на деле они оказываются словно случайно столкнувшимися чужаками. Каждый кричит о своей правде и не умеет расслышать правды другого. Воюют друг с другом не просто «частные лица» – идеи. Насмерть схватываются принципы, мировоззрения.

Отчасти в спектакле сохранены некие признаки идейной борьбы. Равно как конфликт отцов и детей, хотя в довольно истонченном виде. «Мещан» вообще нередко ставят как семейную драму, а режиссер Павел Сафонов (актер и режиссер театра и кино, среди недавних премьер – «Месяц в деревне» в Театре луны, «Самоубийца» в Театре им. Вахтангова и др.) пробует даже придать ей трагедийный размах. По крайней мере, пытается обнаружить рифму этой истории с «Королем Лиром» (правда, пока выходит не особенно убедительно). В частности, до начала спектакля звучат реплики из одноименного фильма Григория Козинцева 1970 г. Герои несколько раз берутся разыгрывать сцены из шекспировской пьесы. А в одной из сцен Бессеменов (Александр Балуев, известен по к/ф «Мусульманин», «Благословите женщину», «Турецкий гамбит» и др.) читает слова Лира «Не надо вынимать меня из гроба. Ты – райский дух, а я приговорен...».

Вы видите 18% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам