На пороге мирового финансового цунами

К чему ведут игры США с потолком госдолга

«Противоречие ведет вперед». Этой фразой великого Георга Гегеля глава «Роснефти» Игорь Сечин закончил свой доклад на ПМЭФ-2023. Выступление, которое можно назвать «бальзамом на душу» экономисту.

Здесь же вспомним другого выдающегося мыслителя, Мартина Лютера Кинга: «Предельное мерило ценности человека – не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий».

Такие времена настали, в экономике – точно.

Причина – в кризисе «правил игры», насаждаемых США по всему миру. Сформулированные около 100 лет назад, «левые», как сегодня выясняется, правила касались исключительно белых христиан, причем разработаны они были в Америке, стране без истории и ценностей.

Это имеет отношение и к новому институционализму, и к кейнсианству, и к монетаризму, и к более ранним англосаксонским теориям (Адам Смит, Давид Рикардо). Сечин констатировал это на примере дефолта по госдолгу США.

Монетаризм формировался в середине прошлого века, в условиях обанкротившейся в 1971  г. Бреттон-Вудской системы, по которой якорной мировой валютой был привязанный к золоту американский доллар. Остальные валюты корректировали курс в соответствии с ним.

После «временного» прекращения обмена долларов на золото, введенного в 1971 г. президентом США Ричардом Никсоном, мировой финансовый корабль остался без руля и ветрил. Положение не спасла принятая на Ямайке в 1976 г. современная валютная конфигурация, при которой курсы валют устанавливаются рынком без привязки к золоту или доллару.

Уже тогда было ясно, что ямайская финансовая архитектура – временная, иначе крах неминуем. Однако с той поры прошло уже почти полвека, а противоречия только множатся. Американский политический цирк с «потолком долга» – зримое тому подтверждение.

В своем докладе глава «Роснефти» отметил, что за последние 30 лет американский госдолг увеличился в 10 раз – с $3 трлн до $31 трлн. Только за прошедший год расходы на его обслуживание выросли на 11%. К 2030 г. долг достигнет фантастических $51 трлн, или двух ВВП страны.

Стартовавшее в 1970-е печатание денег привело к тому, что инфляция в США вышла из-под контроля. По итогам прошлого года она составила 6,5%, что стало одним из триггеров повышения ставки ФРС США до 5–5,25%. Тем не менее, несмотря на все уверения, бороться с инфляцией не на словах, а на деле никто не собирается. Объяснение простое – инфляция обесценивает госдолг (как и доходы простых американцев).

Неслучайным совпадением стало и то, что госдолг США стремительно растет в периоды военных действий. На этом факте Сечин также акцентирует внимание. Исключений не было: Гражданская война в США, Первая и Вторая мировые войны или, как сейчас, конфликт на Украине.

Нынешнее страновое распределение госдолга также внушает тревогу. Если раньше облигации покупались в основном европейцами и самими американцами, то сегодня это вложения инвесторов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона (42%), в первую очередь из Китая и Японии. Именно они и несут основные риски. Ведь искушение решить проблему долга одним махом, просто отказавшись от задолженности этим странам, слишком велика. И история Штатов уже знала такие примеры.

Американцы сами все меньше верят в перспективы погашения обязательств своего правительства. И не только американцы: с 2000 г. доля доллара в международных резервах сократилась с 71 до 58%, а в 2023 г., по некоторым оценкам, – менее чем до половины.

Как избежать дефолта, катастрофы для США и для всего «развитого» мира?

Можно продолжать печатать деньги. Но бесконечно печатать их нельзя – за все нужно платить. Сегодня расходы по госдолгу вдвое опережают экономический рост и вплотную приблизились к отметке в $1 трлн (а это больше 17% всех расходов бюджета). На другие статьи денег просто не остается.

Можно по примеру Японии обязать свои банки выкупать гособлигации. Но и это не выход: с начала банковского кризиса американские региональные банки, входящие в индекс S&P, потеряли порядка 25% своей стоимости, около 800 банков имеют проблемы с активами и капиталом.

Можно наращивать антироссийские санкции (хотя дальше некуда), еще активнее поставлять вооружение Украине, а заодно «переманивать» к себе ведущих производителей из других стран. Но СВО закончится, а угроза дефолта останется.

Других вариантов нет. Значит, России и дружественным странам нужно готовиться к мировому финансовому цунами.

В начале 1970-х министр финансов США Джон Коннелли сказал: «Доллар – это наша валюта, но ваша проблема». Нет, дорогие: доллар теперь стал и вашей проблемой тоже.