«Дыхание»: мы живые

В прокат вышел фильм о самоотверженной работе врачей во время пандемии коронавируса

В прокат вышел фильм о самоотверженной работе врачей во время пандемии коронавируса. Снимая оптимистичное кино про то, что наше спасение в наших руках, режиссер Роман Каримов, словно невзначай, допускает не столь оптимистичную оговорку: разумеется, при условии, что у нас много денег

Ранняя весна 2020 г., самое начало эпидемии COVID-19. Бывший хирург, а теперь бизнесмен Виктор Лихачев (Антон Батырев – Андрей из «Выжить после») узнает, что его пожилая мама (Галина Сазонова, известная по сериалам «Молодежка» и «Училки в законе») госпитализирована, и спешит к ней, чтобы перевезти ее из простой больницы в какую-нибудь хорошую. Такую, где и должны лежать матери богатых и заботливых сыновей.

Не тут-то было: пока он договаривался с главврачом (Сергей Лысов, известный по полицейским сериалам и фильму «Ты у меня одна») и собирал маму, больницу, словно в апокалиптическом зомби-хорроре, по периметру оцепили вооруженные росгвардейцы. Строгий карантин на две недели, никого не впускают и не выпускают. На попытки прорваться силой реагируют нервно и разбивают герою нос. Немного погрустив и поменяв окровавленную рубашку, Виктор понимает, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих, и активно включается в работу больницы.

Идея снять фильм, воспевающий подвиг медработников во время пандемии, принадлежит Алексею Троцюку, одному из генпродюсеров компании Yellow, Black & White (известной фильмами «Чебурашка», «Вызов» и «Холоп»). Сценарий «Дыхания» режиссер Роман Каримов («Гуляй, Вася!», «Неадекватные люди») написал совместно с всамделишным врачом Андреем Гончаровым, который во время пандемии трудился в инфекционном отделении для пациентов с ковидом. Насколько реалистично в фильме изображена работа врачей – судить знатокам, но в остальном «Дыхание», где ему нужно, с легкостью пренебрегает и исторической достоверностью, и житейским правдоподобием.

/ START / Yellow, Black & White

Для истории необходимо, чтобы герой оказался запертым в одной больнице с простыми смертными, и авторы не придумывают ничего лучше полуфантастического хода с силовиками в бронежилетах. Авторы хотят противопоставить медицину целителям-шарлатанам, и вот легковерная мама героя постоянно смотрит по телевизору какого-то типа, рекламирующего свои чудодейственные мази: судя по частоте эфиров, мошенник полностью выкупил эфирное время на одном из федеральных каналов. Трудно поверить и в то, что Виктор, торгующий медицинским оборудованием и только что прилетевший в Москву из Китая (!), дивится маскам на улицах столицы и реагирует так, словно даже не слышал о ковиде.

Не все хорошо в фильме и со структурой повествования. Треть экранного времени зрителю предлагают следить за сюжетной линией друга и бизнес-партнера Виктора (Даниил Воробьев), который не может выбрать между женой (Евгения Храповицкая, известная по сериалу «Триггер») и любовницей (Вера Шпак, фильм «Многоэтажка»). Вся эта драма разворачивается за пределами больницы, не имеет никакого отношения к пандемии, и совершенно не понятно, зачем нам это вообще так подробно показывают. И что еще хуже: постепенно интрига с любовным треугольником становится чуть ли не интереснее того, что происходит с главным героем, потому что в основной сюжетной линии никаких интриг, в общем-то, нет. Нет того, что заставляло бы зрителя напряженно ожидать, что же будет дальше.

Линия с коррупцией и предполагаемым злодейством главврача развивается вяло и заканчивается более или менее ничем. Во взаимоотношениях героя с резкой, но симпатичной докторшей в исполнении Ирины Горбачевой (уже игравшей медработника в «Аритмии» Хлебникова) все, напротив, очень предсказуемо. Люди работают, Виктор нравственно преображается, но стройный нарратив из этого не очень складывается. Иногда перед героями встают проблемы, но не успевает зритель осознать их значение и обеспокоиться, как их тут же решают благодаря отваге и смекалке. Или не решают, и тогда нам коротко показывают печальное лицо Виктора, усвоившего горький урок.

/ START / Yellow, Black & White

Замечательная Ирина Горбачева играет голый характер (сильная, волевая и далее по списку), потому что ее персонажу не придумали ничего, кроме голого характера. Почти не снимающий медицинскую маску Андрей Карако («Ментовские войны») в роли эпидемиолога играет голый профессионализм, потому что в его персонаже нет ничего, кроме голого профессионализма. Остальные врачи показаны фоном, словно Виктор за две недели совместной жизни в замкнутом пространстве с ними даже не познакомился.

«Дыханию» не хватает сюжетно-драматургического стержня, но зато, как нередко бывает в российском духоподъемном кино, четко виден стержень идейный. Все мы в одной лодке, и никто нам не поможет, кроме нас самих. А потому надо самоорганизовываться и не бояться нарушать правила – так спасемся от напастей.

Этим «Дыхание» немножко похоже на советские фильмы, в которых инициативная молодежь назло трусливым бюрократам делала жизнь лучше и веселее (вспомним, к примеру, рязановскую «Карнавальную ночь»). Но если ресурсом этой молодежи был чистый комсомольский задор, в «Дыхании» основным ресурсом выступают деньги главного героя. Избыток денег позволяет Виктору не только закупать для больницы всякие нужные штуки, которые затем персонаж Даниила Воробьева тайком перебрасывает ему через больничную ограду, но и нарушать закон, не страшась наказания.

И если «Дыхание» задумывалось как история о том, что наша жизнь в наших руках, то, быть может, логичнее было бы сделать главным героем человека, за спиной которого не стоял бы капитал. Но, видимо, авторы прекрасно понимают, что это была бы уже совсем фантастика.-