За фасадом североатлантического единства

Саммит НАТО не решил ни одной из фундаментальных проблем блока

Проведение ежегодных саммитов НАТО – относительно новая традиция Североатлантического альянса. На протяжении всего периода холодной войны встречи на высшем уровне проходили относительно редко и лишь в случаях крайней необходимости. Только за последнее десятилетие сложилась практика регулярных ежегодных саммитов со своими стандартными правилами, протоколами и ритуалами. С многолюдными делегациями стран-участниц и с высокопоставленными гостями из стран-партнеров. С предваряющей саммиты медийной шумихой и с целым шлейфом сопутствующих мероприятий, проводящихся уполномоченными аналитическими центрами и статусными общественными организациями.

При некотором усилии воображения последние саммиты НАТО можно вполне уподобить съездам Коммунистической партии Советского Союза периода «развитого социализма». Это явно не лучший формат для откровенного обсуждения острых вопросов и для сопряжения расходящихся интересов. На помпезных саммитах блока представляют парадные отчеты, инвентаризируют последние достижения, рапортуют о неизменном единстве членов альянса.

Нынешняя двухдневная встреча в Вильнюсе, прошедшая 11–12 июля 2023 г., конечно же, не стала исключением. Руководство НАТО бодро отчиталось о росте оборонных расходов блока – на 8,3% в текущем году для европейских членов и Канады.

Об успехах в его очередном расширении – включая не только уже вошедшую Финляндию, но и пока только входящую Швецию.

О новых планах по сдерживанию России – приведение в состояние повышенной боеготовности 300 000 военнослужащих блока.

О продолжающейся работе по интеграции Украины в альянс – несмотря на свои предшествующие угрозы, президент Владимир Зеленский все же появился в Вильнюсе, тем самым одобрив усилия по сближению Киева и Брюсселя, пусть даже и без четких гарантий незамедлительного украинского вхождения в НАТО.

Тем не менее каждый саммит – это еще и повод задуматься о нерешенных задачах, о тревожных симптомах, об опасных для блока тенденциях международной жизни. Перечислим основные проблемные темы, которые, несомненно, несколько нарушали благостную атмосферу взаимного восхищения в вильнюсском выставочном центре LITEXPO.

Распределение бремени военной поддержки Украины

Сегодня в НАТО нет принципиальных возражений относительно продолжения военной поддержки Киева. Но вот вопрос, кто должен вносить основной вклад в эту поддержку, остается предметом дискуссий. С одной стороны, в Соединенных Штатах все громче звучит недовольство относительно слишком большого вклада Вашингтона в «общее дело защиты Запада».

С другой стороны, европейские члены альянса жалуются, что они уже во многом истощили свои запасы вооружений и боеприпасов и не в состоянии резко нарастить военную помощь Украине. Даже в Германии при всех титанических усилиях канцлера Олафа Шольца заявленная в прошлом году программа перевооружения бундесвера реализуется с большим скрипом. К тому же отмечается, что именно европейские члены блока несут на себе основные издержки, связанные с многомиллионными потоками украинских беженцев.

«Стратегическая автономия» Европейского союза

Будущие отношения между НАТО и Евросоюзом, несмотря на оптимистические прогнозы председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, остаются принципиальным вызовом для обеих организаций. В данный момент практически никто из европейских лидеров, за исключением разве что французского президента Эмманюэля Макрона, не вспоминает об идее «стратегической автономии» ЕС.

Но превращение Евросоюза в не имеющую своей субъектности ресурсно-финансовую базу снабжения НАТО неизбежно подрывает фундаментальные основы всего «европейского проекта». Тем более что положиться на Соединенные Штаты европейцы до конца все равно не могут: в случае неудачного для Джо Байдена исхода президентских выборов 2024 г. нельзя исключить нового разворота Белого дома от Европы в азиатско-тихоокеанском направлении.

Географические рамки североатлантической активности

Понятно, что США уже не первый год пытаются втянуть Европу в свое противостояние с Китаем. Очередные шаги в этом направлении были сделаны на саммите в Вильнюсе, итоговые документы которого наполнены не только антироссийской, но и антикитайской риторикой. Стремление превратить НАТО в глобальный альянс отражено и в приглашении в Вильнюс лидеров Австралии, Новой Зеландии, Южной Кореи и Японии.

Попутно добавим, что именно Литва почти два года назад выступила как первая европейская страна, взявшая последовательный курс на обострение отношений с КНР. Однако в Европе далеко не все разделяют воинственный задор хозяев саммита; на континенте существует устойчивое и в общем вполне понятное нежелание необратимо втягиваться в противостояние Вашингтона с Пекином, грозящее многочисленными негативными последствиями для Европейского союза.

Нетрадиционные измерения безопасности

В последние годы, и особенно после 24 февраля 2022 г., блок НАТО с готовностью и даже с энтузиазмом сосредоточился на своей изначальной функции – противостоянии с Москвой. «Возвращение к основам», еще раз подтвержденное в Вильнюсе, происходило на фоне многочисленных неудач в попытках диверсифицировать и осовременить сферы применения НАТО. Самой яркой иллюстрацией провала этих попыток стало бесславное завершение растянувшейся на два десятилетия операции НАТО в Афганистане.

Однако нетрадиционные угрозы безопасности евроатлантического региона никуда не делись, включая вызовы международного терроризма, незаконных миграций, киберпреступности, изменений климата и многие другие. Сегодня российско-украинский конфликт предсказуемо отодвинул эти вызовы на задний план трансатлантической повестки дня. Но рано или поздно они вернутся на первый план этой повестки, и у примолкнувших сегодня критиков альянса вновь появится возможность говорить о громоздкости, архаичности, а то и вообще о ненужности НАТО в новых условиях.

Есть и другие тревожные для НАТО симптомы. Например, в альянсе уже два года не могут подобрать подходящую кандидатуру нового генерального секретаря, в потому вынуждены вновь продлевать полномочия Йенса Столтенберга – на этот раз до октября 2024 г. Таким образом, бывший премьер-министр Норвегии будет находиться на своем посту дольше, чем любой из его предшественников за последние 40 лет. Последнее слово в определении преемника Столтенберга, разумеется, остается за Белым домом, но президент Байден пока не торопится сделать свой окончательный выбор.

Кадровое обновление руководства альянса вновь откладывается, что едва ли можно считать хорошим сигналом для будущего Североатлантического союза.