Северная надбавка

Господдержка инвестиционных проектов в Арктике дает результаты

В 2022 г. на всех территориях Арктической зоны России наблюдался значительный рост доходов населения – в диапазоне от +13,2% (Чукотский АО) до +21,9% (Мурманская обл.). Арктическая зона России – это девять регионов, 28% территории страны, где проживает 2,6 млн человек (больше половины населения мировой Арктики). Денежные доходы в этом регионе и до того были сравнительно высокими. Так, если в целом по РФ в 2022 г. среднедушевой доход составлял 44 937 руб./мес., то в Ямало-Ненецком АО этот показатель был равен 116 257 руб./мес. (максимальное значение для арктических территорий), в Ненецком АО – 103 915 руб./мес., на Чукотке – 113 096 руб./мес. Но темпы роста, показанные в 2022 г., рекордные для Арктики. Максимум, который был достигнут здесь в предыдущее десятилетие, – это 11,95% (Архангельская обл., 2014 г.) и 11,57% (Чукотский АО, 2021 г.).

Север зарабатывает все больше, потому что опережающими темпами наращивает производство. Так, по показателю «отгрузка товаров собственного производства, работ и услуг» на территории Арктической зоны РФ фиксируется рост в 2,8 раза за период 2016–2022 гг. и только в прошлом году – 15,5%. Для сравнения: рост в целом по России за 2016–2022 гг. – 1,9 раза, а в 2022 г. – 8,8%. Необычайный успех фиксируется в Арктике по «стоимости переработанного давальческого сырья»: рост в 4,03 раза за 2016–2022 гг. и 88,9% конкретно за прошлый год.

Положительная поступательная динамика в развитии территории обусловлена началом работ в рамках крупных инвестиционных проектов при поддержке государства.

В соответствии с распоряжением правительства от 1 февраля 2021 г. № 209-р на территории Арктической зоны уже реализуется шесть крупных инвестиционных проектов, в том числе добыча и переработка свинцово-цинковой руды, добыча угля, получение металлургического кокса, угольного концентрата. Господдержка в данных проектах реализуется в виде безвозвратной субсидии в размере до 20% от объема частных капиталовложений при выполнении ряда условий, в том числе обеспечения налоговых поступлений за 10-летний период, равных величине субсидии. Приведем для примера инвестиционный проект «Федорова тундра» на территории Мурманской области – разработку месторождения металлов платиновой группы (палладия, платины и родия). Общий объем капиталовложений здесь должен составить 60 млрд руб., при этом запланированный объем государственной поддержки – 6,135 млрд руб.

Также следует отметить рост перевозок сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП) в 2022 г. сразу на 1,2 млн т, всего перевезено 20,489 млн т СПГ и газоконденсата. До 2035 г. на создание объектов инфраструктуры СМП заложено финансирование в 1,8 трлн руб., в том числе около 406,55 млрд руб. – из внебюджетных средств. Строительство терминалов СПГ и газового конденсата, создание морских комплексов СПГ и прочих объектов инфраструктуры СМП выступает важным моментом в стратегическом развитии Арктики. Если учесть, что СПГ относится к экологичному виду топлива среди горючих видов топлива, то данный процесс приобретает особую актуальность в условиях реализации принципов устойчивого развития экономических систем.

Помимо этого сейчас формируются территории опережающего развития (ТОР), выступающие инструментом развития Арктической зоны. Уже запущены ТОР «Столица Арктики» (Мурманская обл.), «Якутия», «Чукотка», в которых будет работать около 17 000 человек. Резидентам этих ТОР предоставляются льготы по налогам на прибыль, землю, имущество организаций, введен понижающий коэффициент для налога на добычу полезных ископаемых. Предполагается, что плановый ежегодный объем налоговых льгот в ТОР «Столица Арктики», например, составит около 70 млрд руб., что, конечно же, выступает стимулирующим фактором для привлечения резидентов.

И всем описанным усилия государства по опережающему развитию Арктики не ограничатся. 13 июля Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об электроэнергетике» в отношении особенностей установления цен (тарифов) на электрическую энергию в регионах Дальнего Востока и Арктической зоны РФ», предполагающий реализацию принципа «бери или плати». Документ обеспечит минимизацию рисков производителя электроэнергии в результате фиксации максимальных объемов в договоре на поставку. Законопроект также предусматривает применение механизма снижения тарифов до 2028 г. для потребителей, относящихся к сфере добычи драгоценных металлов и камней и реализующих инвестиционные проекты в Арктической зоне РФ.

Все вышеперечисленные меры и тенденции должны привести к повышению уровня социально-экономического развития территории Арктики посредством обеспечения притока финансовых ресурсов из бюджетных и внебюджетных источников, создания рабочих мест и проч. А так как сейчас будет полностью сформирована инфраструктура региона, то в дальнейшем это простимулирует рост инвестиций и в остальные, сопутствующие сферы.