Поправки на скорость

Госдума ищет свою нишу: теперь она может в закрытом режиме оперативно переработать любой законопроект

Заканчивается весенняя сессия Госдумы: восьмой созыв отработал на треть. За последние полгода побит рекорд по продолжительности и количеству проведенных заседаний – сессия продлится 209 дней, будет проведено 56 пленарных заседаний.

Перед палатой поставили новые задачи. В прошлом созыве думскими комитетами велась работа по расчистке законодательных завалов, доставшихся депутатам по наследству и зачастую утративших свою актуальность. Сейчас депутаты переключились на спешное согласование с другими участниками правотворчества зависших инициатив, чтобы они не залеживались под сукном.

Установка разгребать накопившееся и не откладывать документы в долгий ящик привела к тому, что на рассмотрение вынесли даже законопроекты, оставшиеся в наследство от первого президента России Бориса Ельцина. Правительство больше не стесняется отзывать свои непроходные инициативы, чего раньше не было. Полностью обнулен законотворческий архив с 2000 по 2011 г., а от скандального шестого созыва (2012–2016 гг.) осталось только 12 нерассмотренных инициатив.

С начала созыва почти 500 законопроектов было отклонено по сокращенной процедуре, т. е. без обсуждения, – столько, сколько за весь седьмой созыв (когда спешка вызывала вопросы некоторых депутатов). В итоге в законодательном портфеле Госдумы, несмотря на вал новых инициатив, остается около тысячи законопроектов, и их количество продолжает стремительно уменьшаться. В эту сессию одной из самых частых жалоб оппозиционных фракций стало то, что парламентарии физически не успевают ознакомиться с содержанием документов, не говоря уже о том, чтобы вникнуть и выработать свои критические замечания (такие прецеденты были и раньше, но скорее в порядке исключения). Например, стали встречаться законопроекты, срок подготовки поправок к которым составлял 30 минут.

Сократился и срок рассылки отдельных законопроектов совместного ведения в регионы – с 30 до 15 дней. Прежние сроки тормозили принятие многих новелл, поскольку к предметам совместного ведения относятся базовые законы: от тех, которые касаются прав человека и социальных гарантий, до тех, которые затрагивают вопросы недропользования, налогов и госсобственности (ст. 72 Конституции).

В эту сессию можно отметить особую роль комитета по международным делам. На острие повестки, связанной с проведением специальной военной операции, противодействием санкциям и версткой бюджета, остаются пять опорных комитетов: по бюджету и налогам, госстроительству и законодательству, экономической политике, финансовому рынку, а также по труду и социальной политике.

Но депутатам находят и другие задачи – кроме непосредственно нормотворчества. Возросла аппаратная нагрузка на фракции в части смысловой организации практически еженедельных встреч с вице-премьерами, министрами и представителями Центробанка в рамках подготовки к правительственным часам, отчетам правительства, Счетной палаты и Банка России. Идет перманентная работа по сбору вопросов, предложений от фракций в постановления Госдумы и по итогам правительственных часов.

Таким образом, график работы депутатов Госдумы полностью загружен три недели из четырех в месяц, и выезд в регион для работы с избирателями, по сути, дает парламентариям передышку от цейтнота на Охотном Ряду.

Несмотря на давно устоявшийся формат работы российского парламента, косметические улучшения регламента в этом созыве продолжают происходить регулярно. Но в отличие от предыдущих созывов наметилась тенденция к закрытости.

Во-первых, большой резонанс вызвала как отмена прямых трансляций пленарных заседаний (она объяснялась обсуждением вопросов, связанных с военной операцией), так и их внезапное возобновление после пятимесячного перерыва. При этом начало заседаний, где обсуждается порядок работы, остается по-прежнему закрытым, но начались трансляции пресс-подходов фракций. Во-вторых, с этого года декларации о доходах и расходах депутатов Госдумы в соответствии с принятым законом будут публиковаться в обезличенном виде. Госдума здесь не исключение – то же будет происходить и с декларациями в других органах власти. Но без одобрения парламентариев инициатива бы не прошла.

В-третьих, если главной фишкой прошлого созыва были большие публичные парламентские слушания, то сейчас им на смену пришло обсуждение в формате маленьких межфракционных групп. Об их проведении сообщается постфактум. А некоторые разделы думской базы законопроектов (системы обеспечения законодательной деятельности; СОЗД), позволяющие анализировать эффективность работы парламента, не обновляются годами.

На этом фоне консультативно-совещательные органы, такие как экспертные советы при комитетах, и до того не самые влиятельные на Охотном Ряду, практически перестали играть содержательную роль в политической жизни Госдумы. Молодежный парламент был полностью переформатирован под участников военной операции, которые в будущем захотят строить политическую карьеру.

При этом в связи с военной операцией под эгидой вице-спикеров Госдумы был возобновлен забытый с нулевых годов жанр парламентских расследований. На геополитическую тему – по биолабораториям США и по преступлениям киевского режима в отношении детей. Усилился в целом и думский комитет по контролю: его представители теперь вовлечены в подготовку всех правительственных часов и дают публичную оценку работе министерств с парламентской трибуны.

Совет нижней палаты парламента, в который входят 11 вице-спикеров и руководители фракций – главный непубличный центр принятия политических решений в парламенте, – теперь получил также полномочия приглашения министров на пленарное заседание. Раньше такое решение принимали депутаты в зале. В повестке думского совета теперь обсуждаются пункты под грифом «ДСП», что придает ему дополнительный вес.

На фоне увеличения значимости Совета Госдумы идет закономерное аппаратное снижение статуса рядовых депутатов. Если раньше считалось, что парламентарий приравнен по рангу к министру, то сегодня фактически – к заместителю министра. В этом смысле выглядит логичной и дискуссия о повышении зарплаты высокопоставленным депутатам: где работа и центр принятия решений – там и благодарность. В итоге в долгих дискуссиях может участвовать множество сторон, но решения все равно принимаются быстро и небольшим кругом.

Политическое время является главным институциональным ресурсом парламента в политической системе страны: какие-то решения он стремительно ускоряет, а непопулярные ставит на паузу в зависимости от политического календаря выборов. Темп работы Госдумы вскоре – после выхода с летних каникул – может еще больше ускориться в связи с необходимостью принятия законодательных поправок накануне 2024 г.

После этого депутатам придется уже предметно думать о своем собственном будущем.