Как накормить Африку

Продовольственную безопасность должны и могут обеспечить аграрии континента

Африка является наиболее неблагополучным в плане продовольственной безопасности регионом мира. 278 млн человек здесь страдают от хронического голода, это 20% населения континента. Концептуально, в рамках пока еще действующей модели однополярного мира глобального финансового капитализма, голод и недоедание в Африке – нерешаемая проблема, особенно с учетом кризисного, переходного периода мирового экономического порядка.

Фактор голода давно встроен в механизм управления большими массами населения. Речь может идти только о смягчении этого неоколониального явления. Как добиться хотя бы его смягчения?

Глобальный индекс продовольственной безопасности (GFSI) включает в себя четыре составляющие:

1) экономические факторы;

2) физическая доступность продуктов питания населению;

3) качество и безопасность продуктов;

4) подверженность рискам изменения климата.

Наихудшие значения при расчете индекса для африканских стран показывает экономическая доступность продовольствия, что связано с ростом цен и снижением доходов населения. Иными словами, еда есть – но не все могут ее купить. Таким образом, продовольственная безопасность континента напрямую связана с уровнем оплаты труда местных работников, с проблемой занятости, с устойчивостью национальной валюты – с учетом высокой доли импорта в потребляемой населением продукции. Это без учета фактора военно-политических столкновений, характерного для многих африканских стран.

Очевидно, что главная надежда Африки – использование собственного потенциала. Проблема в том, что аграрная сфера многих африканских стран находится на доиндустриальной стадии. Высокая доля аграрного населения (около 60% работающих Африки) даже с учетом местных природных ресурсов при сохранении архаичной культуры ведения сельского хозяйства дает низкий уровень производительности труда. Поэтому речь должна идти о переходе на иные формы организации труда и современные технологии воспроизводственного процесса.

Разные формы кооперирования и вертикальной интеграции мелких сельских хозяйств повысят их товарность, производительность труда и социальную устойчивость. Выстраивание вертикальных цепочек создания ценности хотя бы на местном уровне (от создания сельскохозяйственного сырья до реализации готовых продуктов питания через магазины и рынки, принадлежащие фермерам) создает предпосылки для преодоления голода. Технологии рециклинга (как часть биоэкономики замкнутого цикла) помогают экономить электроэнергию и свести к минимуму проблему отходов и гибели сельскохозяйственного сырья и продуктов питания.

Весьма существенна правильно выбранная специализация производства. Высока вероятность долгосрочной актуальности развития в Африке органического сельского хозяйства, когда не используются химические удобрения и средства защиты растений, а полученный продукт, прошедший сертификацию, стоит значительно дороже продукта, полученного с использованием индустриальных технологий. Тем более что в постковидный период отмечен выраженный мировой тренд роста спроса на экологически чистые продукты питания. Такая специализация уже сейчас характерна не только для Княжества Лихтенштейн, где около 40% земель сельхозназначения относятся к органическому землепользованию, но и для африканских стран.

Создана органическая сеть AfrONet – зонтичная структура органических движений Африки. Подписан меморандум о взаимопонимании между Biovision Africa Trust и Африканским союзом. Запущена и активно используется местными фермерами межгосударственная платформа Continental Digital Knowledge Platform, нацеленная на формирование необходимых компетенций в аграрном секторе и коммуникацию региональных организаций. Площади земель, отведенных под органическое сельское хозяйство, выросли за последние 20 лет на континенте с почти нулевой отметки до 2,66 млн га.

20%

населения Африки страдают от хронического голода

Уганда занимает самую большую среди африканских стран площадь, отведенную для органического сельского хозяйства, – 505 300 га. Далее (в порядке убывания) следуют Эфиопия, Танзания, Тунис, Сьерра-Леоне, Того, Кения, Египет, ЮАР и Мадагаскар.

Пахотные культуры (текстильные, масличные и корнеплоды) составляют примерно 30% органических земель Африки. Почти две трети органических земель заняты многолетними растениями – кофе, какао, оливки, фрукты.

В Африке насчитывается уже около 1 млн производителей органической продукции, причем почти 400 000 таких фермеров сконцентрировано в Уганде. В целом на Африку приходится почти треть мировых производителей органической продукции.

Данные по внутреннему потреблению органической продукции очень неточные. Однако очевидно, что это экспортоориентированный сектор сельского хозяйства Африки. В 2021 г. почти 460 000 метрических тонн органической продукции было экспортировано из Африки в ЕС и США, что составляет 10% всего экспорта такого рода товаров в эти страны. Африка продает «чистые» соевые бобы, соевое и оливковое масла, бананы, авокадо, другие фрукты и фруктовые соки, овощи.

Для местного населения органическое сельское хозяйство является источником новых навыков, занятости и дохода, что повышает экономическую доступность к обычным и сертифицированным продуктам питания, а также пополняет бюджет стран-экспортеров. Однако в этот процесс вовлечены пока далеко не все африканские страны, что обусловлено не только военно-политической обстановкой и природно-климатическими условиями, но и логистикой товаропотока.