«Ашера»: станцевать Астарту

Лидер «АукцЫона» Леонид Федоров представит москвичам кинобалет о ханаанских богах

Отметивший в этом году 60-летие лидер рок-группы «АукцЫон» Леонид Федоров продолжает искать новые пути в музыке и смежных искусствах. И не только с «АукцЫоном», душой и голосом которого он выступает свыше 30 лет. Прежде всего эти далеко идущие поиски воплощаются в многочисленных сольных альбомах и коллаборациях. 9 августа в московском кинотеатре «Октябрь» пройдет единственный показ и публичное обсуждение фильма-балета «Ашера», созданного Федоровым вместе с работающим в Гетеборге хореографом Анной Озерской.

В основе часовой киноленты – одноименный альбом, записанный Федоровым с израильским музыкантом Игорем Крутоголовым в 2020 г. в самоизоляции в Израиле. Это 10 жестких, с элементами трип-хопа и даже индастриала треков, основанных на поэме (или поэтическом цикле) израильского же культуролога, экскурсовода и поэта Михаила Короля «Песни срубленной Ашеры». Это слово, более привычное нам в огласовках «Астарта» и «Иштар», – имя ближневосточной языческой богини плодородия, культ которой, как легко можно себе представить, сопровождался обрядами и многолюдными церемониями, которые, следуя христианской традиции, без колебаний следует назвать оргиями.

Впрочем, содержание поэмы как раз и заключается в том, что Ашера в девяти энергичных монологах отрекается от своих былых любовников – финикийских, угаритских, вавилонских и ханаанских богов. Но делает она это не просто так, а во имя единственного иудейского бога, чье непроизносимое имя заменяется четырехбуквенной аббревиатурой: «А люблю я бога Йуд-Хей-Вав-Хея! Вот когда трепещет моя трахея...»

/ Ulidka Records

Но трагедия богини в том, что в монотеизме, в отличие от языческих культов, никакие божественные супруги недопустимы – и, выбирая Яхве, Астарта сознательно выбирает самоисчезновение. Как видно даже из приведенных строк, поэма на древний мифологический сюжет предельно далека от стилизаций «под библейский слог». Но тем не менее, по уверениям самого Короля, встретила горячее одобрение глубокого знатока-библеиста и недюжинного переводчика, поэта Анри Волохонского.

Волохонский сам перевел псалмы Давида, а Федоров записал на эти переводы альбом «Псалмы» (2016), тоже весьма далекий от церковных канонов. Но на сей раз дело не ограничилось очередным альбомом. Федоров решил сделать из этого балет. По его словам, потому что «если честно, текст не такой простой».

Но Федоров по своему обыкновению немного недоговаривает. Дело все-таки не только в том, что непростые полистилистические тексты, в которых архаичный менталитет выражается через новейшее просторечие, станут понятнее, если под них станцевать (что неочевидно). Но и в том, что Анна, дочь неизменного партнера и соавтора Федорова по «АукцЫону» Дмитрия Озерского, выросла в профессиональную танцовщицу, с 2015 г. работающую в Танцевальной компании при Гетеборгской опере. Которая, по уверениям самой Анны, не имеет ничего общего с классическим балетом.

/ Ulidka Records

Первоначально речь шла об «обычном» хореографическом спектакле, который будет представлен на сцене. Но поскольку реализация идеи пришлась на карантинный 2020 год, она трансформировалась в фильм-балет. Он был снят самой Анной среди экзотических декораций и безлюдных пейзажей северной Швеции, неотличимых на пленке от ханаанских пустынь. В нем на протяжении часа единственная героиня – Ашера (Сабина Грунендейк) пластическими средствами экспрессивного современного танца «выясняет отношения» с 11 партнерами, изображающими языческих богов. Все танцовщики разного происхождения – от славянского до японского, но все работают или работали с Анной в Гетеборге. Что обеспечило, с одной стороны, разнообразие типажей и богатство фактуры, с другой – взаимопонимание.

Впрочем, Анна Озерская подчеркивает, что не ставила перед собой и своими артистами задачу «станцевать текст или как-то оформить и обслужить музыку». По ее признанию, ставя тот или иной номер, иногда они просто выключали музыку и сочиняли что-то уже без нее – «напитавшись особой энергетикой».

Рассуждения об энергетике всегда трудно формализовать, особенно если речь идет об энергетике историй трехтысячелетней давности. Понимая это, создатели необычного синкретического произведения согласись обсудить его лично. Федоров, поклонник Джотто и обэриутов, очень не любит публичные выступления вне концертов. Так что паблик-ток, на котором он предстанет не как лидер легендарной рок-группы, а как современный артист, интерпретирующий древние легенды, – событие такое же уникальное, как и кинозальный показ шведско-ханаанской «Ашеры».