Никуда не приводят мечты

Саммит по спасению Амазонии принял декларацию, которую некому финансировать

Саммит 8–9 августа в бразильском городе Белене президент принимающей страны Луис Инасиу Лула да Силва заранее называл главным событием года для всей Латинской Америки: «Впервые за 45 лет президенты стран Амазонии встретятся с расчетом на обсуждение общей политики». И действительно, восемь стран – членов Организации Договора о сотрудничестве в бассейне Амазонки (The Amazon Cooperation Treaty Organization, ACTO) приняли амбициозную программу спасения крупнейшего в мире тропического леса и помощи его обитателям – Беленскую декларацию. Представители Бразилии, Боливии, Колумбии, Эквадора, Гайаны, Перу, Суринама и Венесуэлы договорились препятствовать незаконной вырубке и стимулировать сохранение лесов, защищать коренных жителей, а также объединить усилия силовых структур для противодействия преступным группировкам, орудующим в Амазонии.

Амазония – это зеленое море площадью около 5,5 млн кв. км, 40 000 видов растений и 20% мировых запасов пресной воды. Но ежегодно площадь лесов здесь сокращается на 10 000–15 000 кв. км. Основные положения программы спасения уникального региона изложил сам Лула да Силва. Пообещав покончить с «вековым насилием, экономическим грабежом и опустошением природы», он заявил: «Амазония может быть такой, какой мы захотим: с более чистым воздухом, без наполненных ртутью и вырубленных лесов; Амазония с едой на столе, достойной работой и общественными услугами, доступными для всех; Амазония с более здоровыми детьми и коренными народами, которых уважают...» Бразильский лидер объявил, что новое, экологически безопасное развитие Амазонии сделает ее флагманом зеленой экономики Латинской Америки.

Президентский срок Лулы стартовал 1 января 2023 г. За истекшее время незаконная вырубка лесов в бразильской части региона серьезно уменьшилась, в отдельные месяцы – на 60% в сравнении с прошлым годом. К 2030 г. Лула обещает свести деятельность нелегальных дровосеков к нулю. Кроме того, весной – летом 2023 г. армейские подразделения по приказу президента изгнали нелегальных золотодобытчиков из штата Рорайма, освободив подвергавшееся террору с их стороны индейское племя яномама. Однако преступные группировки, использующие Амазонию для перевозки наркотиков, организующие там нелегальную добычу золота, алмазов, изумрудов и ценной древесины, все еще контролируют огромные территории. Президент Колумбии Густаво Петро для борьбы с этим злом предложил организовать аналог «амазонского НАТО» – военно-полицейский альянс стран – членов ACTO.

Впрочем, пока решили, что в Манаусе, столице бразильского штата Амасонас, будет открыт международный правоохранительный центр, а бразильцы обустроят 39 новых полицейских опорных пунктов в сельве.

Теоретически Беленская декларация открывает путь к стабилизации экологической и социальной ситуации в Амазонии. Но на этом пути странам АСТО придется преодолеть мощнейшие преграды. Что делать с добычей полезных ископаемых, строительством промышленных и энергетических объектов в регионе? Петро предложил запретить здесь деятельность нефтяных компаний, но столкнулся с непониманием со стороны Лулы. В бразильской части тропического леса обнаружены большие запасы углеводородов, и соблазн организовать там добычу этого сырья слишком велик.

Кроме того, в Бразилии уже много лет идут споры вокруг проекта строительства каскада гидроэлектростанций на реке Шингу, притоке Амазонки. Земли, примыкающие к Шингу, принадлежат индейским племенам, и те выступают категорически против ГЭС. В результате ГЭС Белу-Монти построена, строительство же остальных плотин приостановлено. И тяжбы вокруг строительства продолжаются.

Незаконных старателей выгнали из Рораймы, но как запретить добычу в Амазонии золота и алмазов крупным легальным компаниям? За их спиной – политики и парламентарии, которые упирают на то, что отказ от эксплуатации амазонских недр наносит непоправимый ущерб экономике. Есть союзы фермеров и легальных старателей, считающих, что Амазония должна использоваться гражданами для повышения их благосостояния, и утверждающих, что «вся эта экологическая шумиха» поднимается Западом и олигархами для того, чтобы лишить простых людей возможностей заработать. Правые силы в странах региона провозглашают, что Лула и его сторонники, как в Бразилии, так и в соседних странах, слишком увлекаются помощью индейским народам и чересчур считаются с мнением индейских вождей, тормозящих любые проекты экономического развития. Такую позицию, в частности, занимает экс-президент Бразилии Жаир Болсонару, при котором вырубка лесов и старательская деятельность в Амазонии достигли исторического пика.

Фермеры хотят пасти скот на месте лесов, выращивать сою и кукурузу, промышленные компании хотят строить там дороги, поселки и предприятия. И те и другие не желают считаться с тем, что местным племенам, правозащитникам и городским экологам это не по нраву. Противники сохранения Амазонии готовы действовать: в последние годы в Бразилии уже несколько десятков правозащитников и экологов пали от рук pistoleros, наемных убийц.

И если Бразилия, крупнейшая и самая развитая страна континента, имеет силы для того, чтобы добиваться поставленных целей, то другие страны АСТО ограничены в своих возможностях. Колумбию разрывают на части повстанческие группировки и наркокартели; в Боливии левое правительство фактически не контролирует восток и север страны, т. е. боливийскую часть Амазонии. А о возможностях эффективно защищать природу и помогать коренным жителям депрессивных Гайаны и Суринама и говорить нечего. Да и в Бразилии сторонников Болсонару – примерно половина избирателей.

Зеленая экономика и процветающие индейские поселения в нетронутой сельве – это на данный момент не более чем мечта. Если силовые структуры стран АСТО смогут хотя бы минимизировать деятельность преступных группировок в Амазонии, это уже будет огромным достижением. А на какие средства организовывать зеленую экономику и превращать «Зеленый ад», как называли регион в период каучуковой лихорадки XIX в., в земной рай, контуры которого набросал в Белене бразильский президент? Лула говорит: нужно «чтобы богатые страны, которые уже уничтожили свои леса, взяли на себя ответственность за наше развитие». Президент Бразилии и его коллеги упрекают лидеров стран «Первого мира» в том, что они, неустанно требуя от амазонских государств соблюдения экологических норм и прав человека, воздерживаются от финансирования соответствующих программ. Принятая по итогам саммита Беленская декларация осудила протекционистские торговые барьеры, мешающие бедным фермерам Амазонии экспортировать продукцию в развитые страны, и призвала развитые страны оказать масштабную финансовую поддержку странам региона. Если весь мир дышит воздухом, вырабатываемым амазонскими лесами, было бы логично, чтобы весь мир защищал эти леса. Но насколько реальна эта программа?