«Судьбы икон в Стране Советов»: деньги – иконы – деньги

Нон-фикшн Елены Осокиной – о попытке большевиков создать мировой бренд древнерусской иконописи

Советская история полна парадоксов, и этот – один из самых показательных. Как ни удивительно, но не Российская империя, а именно атеистическое государство большевиков внесло решительный вклад в популяризацию древнерусских икон за рубежом. Впрочем, мотивы властей были далеки от чисто просветительских. Кампания по продвижению икон имела вполне конкретную рекламную цель – погромче заявить товар и найти покупателей.

Начатая в 1929 г. сталинская индустриализация остро нуждалась в валюте, которую добывали всеми возможными способами, в том числе – через массовую продажу культурных ценностей. Страна социалистической «нерыночной» экономики приняла активное участие в формировании мирового рынка иконописного искусства.

Вы видите 18% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам