Нельзя бесконечно бить своих

Ответственность за проблемы экономики России следует разделить с теми, кто в них виноват

В повышении ключевой ставки ЦБ до 12% возмущает даже не сама эта мера, а тот факт, что она стала, по сути, единственной, принятой в ответ на нынешние вызовы. Всегда казалось, что при возникновении турбулентности на валютном рынке проблему нужно решать комплексно, в равной мере и справедливо распределяя «нагрузку» на всех игроков. В данном же случае за курс рубля и за пресловутое «удержание инфляции» предложено отдуваться нашей промышленности, экономике и нашим собственным гражданам. Нам как бы дают понять, что иных вариантов у нас нет. Позволю себе с этим не согласиться.

Россия на протяжении многих лет была экспортером капитала. И по сей день отток капитала – основная проблема экономики нашей страны, на которой стараются не акцентировать внимание. Одни говорят, что оттока капитала у нас теперь практически нет, а есть формирование неких подушек безопасности за границей. Другие считают, что отток капитала – это благо, поскольку позволяет нейтрализовать устойчивый приток валюты по счету текущих операций. Все это звучит здорово, но вопросы остаются. Например, почему текущее снижение курса рубля началось практически сразу после того, как нашим экспортерам разрешили оставлять за рубежом часть выручки? И если мы ставим основной своей задачей удержание инфляции и сглаживание курсовых колебаний, то почему бы не поработать с этой их возможной причиной?

Самое очевидное, чего многие ждали, но что до сих пор не предпринято, – это корректировка нормативов по обязательной продаже валютной выручки экспортерами. Второе – это возврат к более жесткому регулированию валютного рынка, в том числе введение временного налога на валютные операции. Обе эти меры ранее уже принимались ЦБ параллельно с повышением ключевой ставки. Было бы логичным, справедливым и в конечном счете эффективным задействовать их и сейчас.

Существуют и другие, до сих пор не задействованные, механизмы, при использовании которых нынешнего резкого повышения ключевой ставки можно было бы избежать. Напомню, что в недружественных странах по сей день остаются заблокированными золотовалютные резервы России на сумму не менее $350 млрд. Фактически эти деньги «украдены» из рублевой ликвидности, что явилось одним из серьезных поводов для ослабления курса рубля. О необходимости найти рабочий и справедливый для России инструмент решения этой проблемы мы говорим уже более года.

Уже звучали предложения к ЦБ выпустить специальные облигации, обеспечением по которым служат наши замороженные золотовалютные резервы. И расплачиваться ими с уходящими из России иностранными компаниями. Такая мера одновременно и предотвратит вывод валюты из РФ, и в какой-то мере «вернет в оборот» наши резервы, что в текущем моменте времени дополнительно поддержит рубль, станет симметричным ответом на тот «импорт инфляции», который мы наблюдаем.

Продолжая рассуждать на тему «Где наши деньги?», можно вспомнить и про те многочисленные льготы и преференции, которые на протяжении предыдущих десятилетий российское государство предоставляло иностранным инвесторам. В денежном выражении это сотни миллиардов рублей, недополученных нашей страной в виде налогов, аренды и процентного дохода. Сегодня очевидно, что условия льготных инвестиционных контрактов не соблюдены. А значит, было бы справедливым требовать соответствующих компенсаций.

Особенно остро эта несправедливость ощущается в регионах России. Показательный пример – Ульяновская область, которую уже покинуло как минимум шесть крупных иностранных инвесторов, ранее активно пользовавшихся льготными режимами за счет даже не федерального, а местного бюджета. И сегодня региону остается только подавать на них в суд с непонятным результатом. Аналогичная картина по всей стране.

В оценке активов иностранных компаний, покидающих сегодня Россию, должны быть учтены все льготы и преференции, ранее полученные ими от государства. А механизм компенсации за недополученные доходы должен подключаться автоматически, в беззаявительном и внесудебном порядке. Эти суммы должны поступать в бюджеты всех уровней, прежде всего в региональные. Если же будет заявлено, что «денег нет», государство получит законное основание обратить в свою пользу соответствующее имущество.

Нельзя бесконечно действовать по принципу «бей своих, чтобы чужие боялись». Невозможно в одностороннем порядке нагружать собственную экономику и собственное население теми проблемами, которые были не нами созданы и ответственность за решение которых вполне можно было бы разделить с теми, кто реально в них виноват.