«Крутая перемена»: горе от ума

В онлайн-кинотеатре Start вышли первые эпизоды нового комедийного сериала с Никитой Ефремовым

В далеком 2002 году подающий надежды 11-классник Андрей (Иван Ивашов, снимавшийся в фильме «Капитан Волконогов бежал») обещал маме-учительнице, что, окончив вуз в Москве, вернется в родной Арзамас и тоже станет учителем литературы. 20 лет спустя у так и не вернувшегося из Москвы и не ставшего учителем Андрея (уже Никита Ефремов, известен по сериалам «Библиотекарь», «Нулевой пациент») прогорает очередной дурацкий стартап и теперь на нем висит долг в три миллиона.

Признай уже, что ты не бизнесмен, зато ты учитель от бога, говорит ему кредитор, а в прошлом однокурсник. Так что брось, мол, заниматься ерундой, отправляйся-ка на малую родину, работай там по специальности и с зарплаты постепенно будешь гасить долги, дружелюбно-приказным тоном наставляет он Андрея.

Родина встречает героя идиллической атмосферой с отчетливым привкусом чувства вины. Повзрослевшая школьная любовь (Ольга Медынич, известная по «Вампирам средней полосы») стала директором школы. Повзрослевший школьный соперник (Александр Голубков, снимавшийся в сериале «Зверобой») стал ее мужем. Мама (Евгения Дмитриева – Маргарита Тихоновна из «Библиотекаря») недавно умерла. Андрей не был на ее похоронах, а почему, не ясно (видимо, тут предполагается какая-то интрига). Папа (Игорь Черневич – Михаил Романов из сериала «Фандорин. Азазель») мотает срок в колонии и категорически не хочет разговаривать с сыном, причем причины того и другого тоже пока не разглашаются (еще одна интрига). Запоздало выполняя юношеское обещание, Андрей начинает преподавать старшеклассникам русскую словесность. И заодно, чтобы наладить отношения с отцом, устраивается вести уроки литературы в исправительной колонии, раз уж отец там оказался.

/ Карго Фильм

Чтобы заработать денег, надо уехать из богатой Москвы в маленький провинциальный город и устроиться там школьным учителем – звучит как абсурдный анекдот. Можно счесть это просто бракованной сюжетной завязкой, но, кажется, сценаристы Сергей Востриков и Павел Косов (вместе писавшие сценарий для сериала «Кошка») тут вполне сознательно и даже с умыслом жульничают. Как жульничают они, например, и с Пушкиным, чье имя по ходу сюжета постоянно поминают. В сериале авторитетно заявляется, что Пушкин бывал в Арзамасе, даже какое-то время жил там и именно в этом городе начал писать «Евгения Онегина». Первое утверждение спорно, второе – ложно, третье – вопиюще ложно, и авторы не могут этого не знать.

Возможно, эти и некоторые другие очевидные нелепости служат маркерами условности – чтобы зритель не слишком всерьез воспринимал происходящее и относился к нему как к в меру дурашливому вымыслу. Ироническая страховка сериалу, пожалуй, необходима: приуроченная ко Дню знаний «Крутая перемена» режиссера Карена Оганесяна (известен сериалом «Игра на выживание», «Кошка», фильмом «Прямой эфир») призвана показать, как здорово быть учителем. А на этом пути легко впасть в ложносентиментальную патетику.

Рассказывая об учителе литературы, авторы стараются подойти к делу изобретательно и, например, проводят ехидные параллели между сюжетными событиями и произведениями из школьной программы. Каждый эпизод заимствует название из русской классики, а в главном герое зрителю предлагается увидеть то Чацкого, то Раскольникова – честно говоря, без особых на то оснований, поскольку пока что он больше напоминает Чичикова.

/ Карго Фильм

По части юмора главная ставка делается, естественно, на ситуацию «зэки за школьной партой». Прием не сказать что свежий: в российских комедиях последних лет заключенные уже были вожатыми в детском лагере («Каникулы строгого режима»), держали ресторан («Ресторан по понятиям»), теперь вот пусть за партой посидят. Но в первую очередь тема про педагога и уголовников – это, конечно же, «Джентльмены удачи». И это здесь не единственный реверанс в сторону советской киноклассики. Название сериала прозрачно отсылает к «Большой перемене», где герой тоже по какой-то труднообъяснимой причине пошел преподавать взрослым ученикам. А во флешбэке в начале второй серии актриса-дебютантка Софья Серебрянская на фоне новогодней елочки неотвратимо вызывает в памяти Барбару Брыльску из «Иронии судьбы».

Отсылая к старому кино, «Крутая перемена» работает на ностальгическом поле, и это тот случай, когда ностальгия нужна не просто для привлечения старшей аудитории, но оправдана сюжетно. История бывшего отличника, бездарно разбазарившего жизнь, ни в чем не преуспевшего и теперь с глупой улыбкой заявившегося на родину – вот я, здрасте, – настраивает на меланхолический лад. Но авторы не дают волю грусти и ведут рассказ с какой-то странно безмятежной интонацией, которую как будто не могут нарушить ни справедливый упрек, мелькнувший в глазах бывшей школьной любви, ни конфликт с отцом, ни даже смерть матери.

Путешествие 37-летнего неудачника в прошлое – к родному пепелищу и отеческим гробам – становится встречей со своим позабытым предназначением, которое одно только и может дать человеку ощущение спокойствия и уюта. И пока не сознающий этого герой напропалую лжет окружающим и что-то там мутит с продажей родительского дома, чтобы побыстрее уже уехать обратно в вожделенную Москву, все вокруг будто шепчет: да оставайся ты в Арзамасе, живи в этом доме, работай учителем, ты же создан для этого!

Шепоты звучат настойчиво, убедительно, и послушаться их кажется единственно верным решением. Впрочем, разворачивая сюжет в мире, в котором Пушкин жил и творил в Арзамасе, а мужики за длинным рублем едут не в столицу или на севера, а в провинциальную школу, авторы с самого начала намекали, что не стоит воспринимать их слова слишком уж всерьез.