«Крутая перемена»: горе от ума
В онлайн-кинотеатре Start вышли первые эпизоды нового комедийного сериала с Никитой ЕфремовымВ далеком 2002 году подающий надежды 11-классник Андрей (Иван Ивашов, снимавшийся в фильме «Капитан Волконогов бежал») обещал маме-учительнице, что, окончив вуз в Москве, вернется в родной Арзамас и тоже станет учителем литературы. 20 лет спустя у так и не вернувшегося из Москвы и не ставшего учителем Андрея (уже Никита Ефремов, известен по сериалам «Библиотекарь», «Нулевой пациент») прогорает очередной дурацкий стартап и теперь на нем висит долг в три миллиона.
Признай уже, что ты не бизнесмен, зато ты учитель от бога, говорит ему кредитор, а в прошлом однокурсник. Так что брось, мол, заниматься ерундой, отправляйся-ка на малую родину, работай там по специальности и с зарплаты постепенно будешь гасить долги, дружелюбно-приказным тоном наставляет он Андрея.
Родина встречает героя идиллической атмосферой с отчетливым привкусом чувства вины. Повзрослевшая школьная любовь (Ольга Медынич, известная по «Вампирам средней полосы») стала директором школы. Повзрослевший школьный соперник (Александр Голубков, снимавшийся в сериале «Зверобой») стал ее мужем. Мама (Евгения Дмитриева – Маргарита Тихоновна из «Библиотекаря») недавно умерла. Андрей не был на ее похоронах, а почему, не ясно (видимо, тут предполагается какая-то интрига). Папа (Игорь Черневич – Михаил Романов из сериала «Фандорин. Азазель») мотает срок в колонии и категорически не хочет разговаривать с сыном, причем причины того и другого тоже пока не разглашаются (еще одна интрига). Запоздало выполняя юношеское обещание, Андрей начинает преподавать старшеклассникам русскую словесность. И заодно, чтобы наладить отношения с отцом, устраивается вести уроки литературы в исправительной колонии, раз уж отец там оказался.
Чтобы заработать денег, надо уехать из богатой Москвы в маленький провинциальный город и устроиться там школьным учителем – звучит как абсурдный анекдот. Можно счесть это просто бракованной сюжетной завязкой, но, кажется, сценаристы Сергей Востриков и Павел Косов (вместе писавшие сценарий для сериала «Кошка») тут вполне сознательно и даже с умыслом жульничают. Как жульничают они, например, и с Пушкиным, чье имя по ходу сюжета постоянно поминают. В сериале авторитетно заявляется, что Пушкин бывал в Арзамасе, даже какое-то время жил там и именно в этом городе начал писать «Евгения Онегина». Первое утверждение спорно, второе – ложно, третье – вопиюще ложно, и авторы не могут этого не знать.
Возможно, эти и некоторые другие очевидные нелепости служат маркерами условности – чтобы зритель не слишком всерьез воспринимал происходящее и относился к нему как к в меру дурашливому вымыслу. Ироническая страховка сериалу, пожалуй, необходима: приуроченная ко Дню знаний «Крутая перемена» режиссера Карена Оганесяна (известен сериалом «Игра на выживание», «Кошка», фильмом «Прямой эфир») призвана показать, как здорово быть учителем. А на этом пути легко впасть в ложносентиментальную патетику.
Рассказывая об учителе литературы, авторы стараются подойти к делу изобретательно и, например, проводят ехидные параллели между сюжетными событиями и произведениями из школьной программы. Каждый эпизод заимствует название из русской классики, а в главном герое зрителю предлагается увидеть то Чацкого, то Раскольникова – честно говоря, без особых на то оснований, поскольку пока что он больше напоминает Чичикова.
По части юмора главная ставка делается, естественно, на ситуацию «зэки за школьной партой». Прием не сказать что свежий: в российских комедиях последних лет заключенные уже были вожатыми в детском лагере («Каникулы строгого режима»), держали ресторан («Ресторан по понятиям»), теперь вот пусть за партой посидят. Но в первую очередь тема про педагога и уголовников – это, конечно же, «Джентльмены удачи». И это здесь не единственный реверанс в сторону советской киноклассики. Название сериала прозрачно отсылает к «Большой перемене», где герой тоже по какой-то труднообъяснимой причине пошел преподавать взрослым ученикам. А во флешбэке в начале второй серии актриса-дебютантка Софья Серебрянская на фоне новогодней елочки неотвратимо вызывает в памяти Барбару Брыльску из «Иронии судьбы».
Отсылая к старому кино, «Крутая перемена» работает на ностальгическом поле, и это тот случай, когда ностальгия нужна не просто для привлечения старшей аудитории, но оправдана сюжетно. История бывшего отличника, бездарно разбазарившего жизнь, ни в чем не преуспевшего и теперь с глупой улыбкой заявившегося на родину – вот я, здрасте, – настраивает на меланхолический лад. Но авторы не дают волю грусти и ведут рассказ с какой-то странно безмятежной интонацией, которую как будто не могут нарушить ни справедливый упрек, мелькнувший в глазах бывшей школьной любви, ни конфликт с отцом, ни даже смерть матери.
Путешествие 37-летнего неудачника в прошлое – к родному пепелищу и отеческим гробам – становится встречей со своим позабытым предназначением, которое одно только и может дать человеку ощущение спокойствия и уюта. И пока не сознающий этого герой напропалую лжет окружающим и что-то там мутит с продажей родительского дома, чтобы побыстрее уже уехать обратно в вожделенную Москву, все вокруг будто шепчет: да оставайся ты в Арзамасе, живи в этом доме, работай учителем, ты же создан для этого!
Шепоты звучат настойчиво, убедительно, и послушаться их кажется единственно верным решением. Впрочем, разворачивая сюжет в мире, в котором Пушкин жил и творил в Арзамасе, а мужики за длинным рублем едут не в столицу или на севера, а в провинциальную школу, авторы с самого начала намекали, что не стоит воспринимать их слова слишком уж всерьез.