«Девочка Нина и похитители пианино»: детское кино в стиле ретро

В прокат вышел комедийный детектив для школьников от продюсера Алексея Учителя

Есть дети, которые быстро увлекаются и быстро остывают. Девочка Нина (Ева Смирнова – это она требует от бабушки Шапокляк купить «пушистика» в «Чебурашке») – как раз из таких. Сегодня – черепаха, завтра – плавание, послезавтра – танцы, и все бросает на полпути. А вот к пианино Нина прикипела. Еще бы. Пианино это не простое, а волшебное – любого человека, даже 10-летнюю девочку, инструмент превращает в пианиста-виртуоза, способного менять своей музыкой окружающих. И, как волшебная палочка в мире «Гарри Поттера», пианино само выбрало себе хозяина – Нину.

Однако про пианино прознали нехорошие люди. Зловещий бизнесмен Родион (Алексей Филимонов из сериала «Вертинский» и арт-блокбастера «Кислород») отправляет своих подручных амбалов выкрасть волшебный артефакт, чтобы с его помощью изменить весь мир по своему образу и подобию. Рациональный и холодный, как Снежная королева, Родион хочет облагодетельствовать человечество – подарить жизнь без страхов и волнений. Всего-то и нужно – сыграть в прямом эфире на украденном пианино мелодию, которая всех-всех людей на планете лишит эмоций. К счастью для всех нас, в своем плане Родион не учел одного. Точнее, двух – Нину и ее лучшего друга, соседа Кирилла (Егор Николаенко – появлялся в сериале «Доктор» и триллере «Детектор»). Злодей, берегись.

К началу учебного года в прокат вышли сразу два детских релиза. Одну дату с «Девочкой Ниной...» (производство – ТПО «Рок» Алексея Учителя) делит «Чижик-пыжик возвращается» от Студии имени Горького, который по совпадению тоже построен на детской интриге – здесь два одноклассника, мальчик и девочка, ловят похитителей знаменитой скульптуры. Оба фильма именно детские, не семейные. Разницу легко ощутить, если сравнить каждый с «Последним богатырем» Дмитрия Дьяченко или «Коньком-Горбунком» Олега Погодина. Семейное кино пытается угодить всем возрастам, детское – только детям (родители могут и потерпеть полтора часа). Но вот парадокс – «Девочка Нина...», кажется, папам и мамам должна понравиться едва ли не больше. Не в малой степени – благодаря приятному чувству дежавю.

/ ТПО «Рок»

Вопреки радужным стереотипам в советские годы снимали довольно мало детского кино – хотя существовала целая Киностудия детских и юношеских фильмов имени Горького. Наверное, ни одна статья о ней в профильной прессе 1970–1980-х гг. не обходилась без упрека, что студия выпускает все что угодно, кроме фильмов для детей. А хорошего детского кино снимали еще меньше. Просто человеческая память избирательна, легко забывает плохое. Не одно поколение помнит сериал Студии Горького «Гостья из будущего» (1984 г.) про Алису Селезневу, а его прямой сиквел, «Лиловый шар» (1987 г.), снятый там же, с ходу вспомнит далеко не каждый фанат Кира Булычева.

«Девочка Нина...» – возможность современному 40-летнему человеку насмотреть то, что недополучил в детстве. Это кино сознательно пытается воспроизвести атмосферу фильмов в жанре современной волшебной сказки – вроде «Приключений желтого чемоданчика» (1970 г.) по сказке Софьи Прокофьевой или «Тайны железной двери» (1971 г.) по повести Юрия Томина. Волшебство поджидает на каждом шагу, дети находчивы и всегда спешат на взаимовыручку, мир принципиально добр, и злодей только и ждет шанса, чтобы перевоспитаться. Приключения идут рука об руку с этическим, а то и познавательным уроком. Как в сказке Одоевского «Городок в табакерке», по которой снят мультмюзикл «Шкатулка с секретом», Нина проникает внутрь пианино. А там – целый мир, и добрый голос Игоря Ясуловича (актер на днях ушел из жизни) рассказывает девочке, как устроен инструмент.

Даже 10-летнюю девочку инструмент превращает в пианиста-виртуоза, способного менять своей музыкой окружающих / ТПО «Рок»

Не только атмосфера и сюжет, но и сам мир фильма как будто тяготеет к ретро – если не к советским временам, то по меньшей мере к 2000-м. У всех героев в ходу тяжелые мобильники – даже у богатея нет смартфона. И если артист Алексей Филимонов в этой роли сохраняет декадентский лоск Вертинского, то его подчиненные – карикатурно глупые лысые амбалы в черных пальто (Антон Ескин и Глеб Пускепалис) – органично чувствовали бы себя и в масскульте 1990-х. К еще более ранней эпохе зовет одна из ключевых локаций фильма – построенный еще в 1980-е «Президент-отель», вполне сохранивший дух позднего СССР. С советскими детскими фильмами «Девочку Нину...» роднят также и ощутимые бюджетные ограничения. Проще говоря, кино выглядит очень дешево.

И тем не менее как-то сильно критиковать совсем не хочется. Пусть не все шутки равноценны, да и трансформации пианино то в стимпанк-автомобиль, то в пушку не то чтобы поражают воображение (и дети, и взрослые сегодня привыкли к более масштабным и многомиллионным визуальным эффектам). Но сценарий, пару раз споткнувшись, ладно сведет все линии вместе и к финалу заденет-таки за живое.

Дети играют скорее хорошо – а это всегда отдельный вызов для постановщика. Филимонов – играет прекрасно. Особенно удивительно, что этот веселый фильм снял Роман Шаляпин, известный в первую очередь как актер (играл Валета в хите «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» и Коровьева в спектакле Робера Лепажа «Мастер и Маргарита» в Театре наций). Как режиссер он дебютировал в 2014 г. авангардной и жуткой экранизацией «Бесов» Достоевского.