Тренажер для госслужащих

России нужна стратегия подготовки профессиональных кадров для органов власти

Работа госслужащих, принимающих решения, чаще всего связана с колоссальным стрессом. Иногда приходится выбирать наименее вредные из худших решений, которые предлагают подчиненные. Cтресс и авралы в государственном аппарате в условиях мобилизационного управления стали абсолютной нормой.

Необходимость принятия адекватных и оперативных решений обусловила гиперконцентрацию полномочий внутри системы органов исполнительной власти. Эффективной она может быть, только когда сформулированы амбициозные стратегии и проекты, реализация которых жестко контролируется, а доминирующая управленческая вертикаль связывает несинхронизированные проекты и программы.

Вероятность ошибок в такой системе очень высока. Перенастроить ее так, чтобы она вовремя «поставляла» качественных госслужащих и интересные решения наверх, пытаются уже не первый год. Практически каждая дискуссия о развитии экономики упирается в низкую эффективность кадровой системы, о которой говорят вслух. Вице-премьер Дмитрий Григоренко, отвечающий за реинжиниринг системы госаппарата, неоднократно отмечал, что существующая структура органов государственной власти из-за архаичной системы и «ведомственных колодцев» не может эффективно работать над решением государственных задач.

Есть разные способы оптимизации управленческой системы. Среди них – развитие системы межведомственного взаимодействия, риск-ориентированная оценка эффективности управленческих решений и системная работа по повышению привлекательности госслужбы. Но как даже при редизайне системы госуправления обеспечить приток новых людей в государственный аппарат? Как их готовить?

Уже в апреле в дополнение к «школе губернаторов» было решено создать «школу мэров». А новый ректор главной кузницы кадров РАНХиГС Алексей Комиссаров заявил, что его главная задача – «воспитывать руководителей нового поколения, эрудированных, с высокими моральными и волевыми качествами». Кажется, бесспорное утверждение. Как и слова президента Владимира Путина о том, что одна из ключевых компетенций – готовность служить народу, своей стране и Родине.

Принципы, по которым стоило бы выстраивать систему госслужбы, должен закладывать отдельный стратегический документ, определяющий цели и задачи государственного управления и подготовки кадров. Например, в России есть действующая Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 г. Но ни в одном из почти 130 верхнеуровневых и отраслевых документов стратегического планирования нет соответствующего тематического раздела про государственную службу. Есть только упоминание о ценности служения в указе президента № 809 об «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

В стратегии по развитию госслужбы, вероятно, должны быть определены приоритеты подготовки, переподготовки, отбора и назначения. Еще ЦСР Алексея Кудрина в 2017 г. предлагал создать Федеральное кадровое агентство. Потом были другие «подходы к снаряду»: появление АНО «Россия – страна возможностей», мастерской «Сенеж». Но полноценного органа координации госполитики в сфере государственной службы пока так и нет, как и документа, описывающего саму эту политику.

Можно возразить, что отсутствие утвержденной правительством стратегии развития госслужбы не является проблемой (к примеру, у нас отсутствует, несмотря на прямое указание в законе о стратегическом планировании, и соответствующий документ по социально-экономическому развитию страны). Но есть в этом недостаток: система документов стратегического планирования напоминает не партитуру гармоничной симфонии Чайковского, а додекафонию Шёнберга. И это один из показателей проблем государственного аппарата, которые предстоит решать.

Комплексный подход к документам в этой области позволил бы делать следующие шаги по повышению эффективности системы управления. Важна практическая подготовка кадров. Пилотов гражданской авиации учат пять лет на тренажерах, а затем – ждут налета часов в качестве второго пилота. Госслужащего же сейчас можно назначить на должность, где он будет отвечать за судьбы десятков и сотен тысяч людей, иногда даже без минимального профильного опыта в органах системы власти.

Описанная и «геймифицированная» архитектура системы госуправления, которая серьезно изменилась после корректировки Конституции в 2020 г., могла бы стать тренажером для госслужащих. А обкатка реально существующих процедур и возможных решений в тестовом режиме – путем к купированию ненужных ошибок и ненужного стресса для системы. Конечно, вопрос редизайна архитектуры и выстраивания системы подготовки кадров для государственной системы – сложный и болезненный процесс. Но сейчас самое время набраться терпения для его запуска.