Продать Родине

Реформа госзакупок стала примером эффективных действий правительства в условиях санкций

Экономика России выдержала удар западных санкций. Как? Не только благодаря фундаментальной прочности, накопленной в прошлые годы. Экономические власти приняли ряд оперативных мер, уже доказавших свою эффективность. Примером может служить реформа системы госзакупок.

В 2022 г. значительно обострился дефицит активных поставщиков по 44-ФЗ. По данным Минфина, количество неразыгранных процедур, на которые не было подано ни одной заявки, увеличилось сразу на 17,3% – до рекордного объема в 1,17 трлн руб. Спрос на товары и услуги со стороны государства при этом не снижался. В 2020 г. объем рынка госзакупок в денежном выражении составлял 9,6 трлн руб., в 2021 г. – 10,6 трлн руб., а в 2022 г. он почти достиг планки в 11 трлн.

Дефицит поставок мог парализовать работу госучреждений. Многие поставщики заняли выжидательную позицию – часть из них и вовсе приостановили операционную деятельность, чтобы не взваливать на себя невыполнимые контрактные обязательства. Кризис усиливался и уходом из РФ иностранных компаний.

Рекордное повышение ключевой ставки ЦБ до 20% автоматически снизило доступность кредитных продуктов для предпринимательства. Это повлекло увеличение кассового разрыва на рынке тендерных сделок – фактор, который для небольших компаний зачастую имеет жизненно важное значение.

Резкий скачок курсов валют, в свою очередь, сделал практически невозможной для широкого круга подрядчиков поставку большей части зарубежных товаров. При этом начальная стоимость контрактов долгое время оставалась неизменной, так как заказчики, ограниченные планированием бюджета и буквой закона, не могли предложить поставщикам адаптацию цен, вынуждая их работать в убыток.

Прежние логистические схемы и договоренности больше не работали. Сроки поставок увеличились в разы, а некоторые маршруты и вовсе стали недоступны. Но государство пошло на реформы, которые в известном смысле можно назвать революционными.

Впервые за всю историю госзакупок заказчикам дали право выдавать авансы исполнителям до 90% от суммы контакта. Ранее по разным видам деятельности допускались авансы лишь в 30–50% (в исключительных случаях – 70%), и это было существенным барьером для малого бизнеса. Если на коммерческом рынке, например при заказе мебели, производитель, как правило, получает от заказчика предоплату на закупку материалов для выполнения заказов, то в случае с госконтрактами у него не было возможности использовать эту, часто единственно приемлемую для него, схему работы. Круг соискателей на госконтракт существенно сужался.

Помимо этого были утверждены новые сроки оплаты товаров и услуг в рамках госзакупок. Если раньше срок оплаты заказчиком поставленного товара составлял до 10 дней для субъектов малого предпринимательства и до 15 дней для остальных участников госзакупок, то с 1 мая 2022 г. он сократился до семи дней для всех. Эта мера позволяет сократить кассовый разрыв.

В систему госзакупок были введены офсетные контракты, в рамках которых государство в течение определенного срока становится своего рода «венчурным инвестором», предоставляя предприятию капитал для покупки активов и гарантируя бизнесу закупку производимых им товаров или услуг в определенном объеме. Эта мера призвана помочь компаниям оперативно расширить производственную номенклатуру тех товаров, которых не хватает государству.

Не оставили незамеченными и логистические проблемы. Штрафы и пени, предъявляемые подрядчикам в случае нарушений ими обязательств по госконтракту, теперь можно списать, предоставив заказчику письменное обоснование, что задержка поставки произошла из-за внешних санкций.

До конца 2022 г. был продлен механизм поддержки строительной отрасли, который помогал компенсировать дополнительные расходы застройщиков путем увеличения цены контракта вплоть до 30%. Это позволило без сбоев продолжить работу на важных социальных и инфраструктурных объектах.

И наконец, произошло упрощение бюрократии закупочных процедур – для участия в аукционе бизнесу достаточно заполнения одной заявки вместо двух. Да и «зоопарк» типов процедур определения поставщика был сокращен с 11 фактически до трех: запрос котировок, аукцион и конкурс.

В результате по итогам первой половины 2023 г. ситуация на рынке тендерных закупок существенно улучшилась. Согласно данным Минфина, среднее количество подаваемых заявок на участие в торгах увеличилось до 2,95 в сравнении с 2,5 заявки в 2022 г. Количество процедур, в которых не было подано ни одной заявки, сократилось в сравнении с первой половиной 2022 г. на 26%, а сумма таких процедур и вовсе снизилась вдвое, не превысив отметку в 370 млрд руб.

На конец первого полугодия в качестве новых участников контрактной системы зарегистрировалось 53 913 компаний. Всего в системе уже 714 985 поставщиков, причем 81% от этого числа – малый бизнес. Видя явный тренд прироста новых поставщиков (+18,6% относительно первого полугодия 2022 г.), можно с уверенностью ожидать повышения уровня конкуренции до 3,5 участника на закупку. Это максимально приблизит рынок к докризисным показателям (4,2 заявки на закупку) и, как следствие, приведет к более полной реализации бюджета, обеспечив госзаказчиков необходимыми товарами и услугами.

Можно прогнозировать и рост стоимостного объема размещенных извещений, который имеет все шансы достигнуть рекордного показателя в 11,5 трлн руб., а общее количество заказов, несмотря на все трудности и впервые за всю историю отрасли, может превысить 2,5 млн извещений. Сегодня можно уверенно говорить о том, что поступательно вводимые государством меры поддержки бизнеса в госзакупках полностью разрушили устоявшийся стереотип об этом рынке как о «закрытом клубе для своих».