«Киноспекуляции»: Квентин Тарантино объясняет кино

Культовый режиссер написал пристрастный учебник кино, где раскрыл свою формулу успеха

Кто читал роман «Однажды... в Голливуде» (2021), первую книгу Квентина Тарантино, которая основана на сценарии его же одноименного фильма 2019 г., тот помнит пространные рассуждения о кино Клиффа Бута (его сыграл Брэд Питт). Чтобы создать для читателя живой, полнокровный образ героя, авторы романов XIX века тратили десятки страниц на детство и семейную историю. Начинающий литератор Тарантино нашел эффектную замену для представления героя XX века – через описание киноманского опыта. По крайней мере, в послевоенной Америке, когда люди полжизни проводили в кинотеатрах, история киношных симпатий-антипатий отлично характеризует человека. Бывший солдат Бут, например, ненавидел позерство и фальшь – особенно в военном кино. Логично, что ему нравилась «Баллада о солдате» Григория Чухрая. И понятно, почему он невзлюбил Брюса Ли – тот, по крайней мере в версии Тарантино, был любитель покрасоваться.

«Киноспекуляции», вторая книга Тарантино (вышла в издательстве Individuum), притворяется пристрастной историей Нового Голливуда. Такое название закрепилось за периодом с конца 1960-х до начала 1980-х, когда американские режиссеры – Фрэнсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе, Брайан де Пальма и прочая «молодая шпана», а ныне 80-летние классики кино – ненадолго захватили власть в голливудской индустрии и начали снимать европейское по духу авторское кино, которое еще и отлично собирало в прокате. Помимо них звездами эпохи стали настоящие европейцы, эмигранты, покорившие Голливуд, – чех Милош Форман («Пролетая над гнездом кукушки») и поляк Роман Полански («Ребенок Розмари»). Собственно, и фильм, и книга «Однажды... в Голливуде» были посвящены зарождению Нового Голливуда. «Киноспекуляции» подхватывают и завершают сюжет – рассказывают о расцвете и закате этой эпохи. Но то внешняя канва. Опробовав прием на персонаже Брэда Питта, Тарантино в той же манере написал автобиографию. Более того – откровенно раскрыл свою формулу успеха.

На первый взгляд в книге всего две откровенно личные главы. Первая – в которой Тарантино объясняет, с чего началась его киномания: спасибо маме, которая лет с семи брала сына на кровавые и дикие фильмы. И последняя – где режиссер рассказывает о бойфренде маминой подруги, с которым дружил в детстве и обсуждал кино. Между этими главами – тщательный разбор любимых им фильмов Нового Голливуда: от иконического «Таксиста» (1976) Мартина Скорсезе и до менее очевидной «Райской аллеи» (1978), режиссерского дебюта Сильвестра Сталлоне. Анализ, надо сказать, блистательный (конечно, счастье всех американских кинокритиков, что Тарантино предпочел режиссуру). Еще и подкрепленный свидетельствами из первых рук. Чуть ли не в каждой главе-рецензии встречается абзац, который начинается фразой вроде «недавно я спросил мистера Де Ниро...». Но Тарантино позволяет себе гораздо больше обычного критика. Он выдвигает наглые гипотезы.

/ Individuum

Например, Тарантино уверен, что Брайан де Пальма («Миссия невыполнима»), признанный наследник Хичкока, стал таковым не из фанатской любви к «Головокружению» или «Психо», а из здравого, если не сказать коммерческого, расчета – на хичкоковский триллер в 1970-е был спрос. Плюс в этом жанре позволительны формальные упражнения, так любимые де Пальмой. В своих фильмах Тарантино любит переписывать историю – в «Бесславных ублюдках» евреи казнили Гитлера, в «Однажды... в Голливуде» убийцы из «семьи Мэнсона» не смогли никого убить. Так и в «Киноспекуляциях» он фантазирует – точнее, убедительно рассуждает, каким бы получился «Таксист», если бы его снял не Скорсезе, а де Пальма (такое развитие событий, к слову, было действительно возможно). Если кратко, получилось бы еще более жестко, более смело – и похоже на «Кэрри», другой фильм де Пальмы.

Интерес к альтернативным реальностям у Тарантино отнюдь не праздный. Его фантазии мотивированы желанием восстановить справедливость – в частности, он уверен, что «Таксист» у де Пальмы вышел бы лучше. Строго говоря, весь кинематограф Тарантино преисполнен жаждой справедливости – и на уровне сюжета, и даже на уровне кастинга (он постоянно приглашает на главные роли потухших звезд). «Киноспекуляции» доходчиво объясняют почему. Тарантино же вырос на фильмах про справедливость! В диапазоне от «Рокки» до «Грязного Гарри». Он засмотрел их до дыр, разобрал по кадрам – и среди прочего усвоил, что особенно хорошо зритель реагирует на торжество справедливости, если это сопровождается виртуозно поставленной кровавой баней.

Еще один ключевой мотив Тарантино-режиссера – интерес к скрытым фигурам. Не случайно ему так импонирует профессия каскадера – эти смельчаки по-настоящему рискуют на съемочной площадке, хотя все лавры (несправедливо!) достаются сибаритствующим звездам. Тарантино вывел каскадеров на первый план сразу в двух своих фильмах – в «Однажды... в Голливуде» и «Доказательстве смерти». Как сам он рассказывает в последней главе, в его судьбе была такая же скрытая фигура. Тот самый киноман – бойфренд маминой подруги по имени Флойд Рэй Уилсон был еще и сценаристом-неудачником. Его графоманские сценарии никуда не пошли. Возможно, юный Квентин был единственным их читателем. Однако именно эти любительские тексты придали парню решимости перейти в профессиональную лигу, а главный герой хита «Джанго освобожденный» (за сценарий к которому Тарантино получил «Оскара») прямо вдохновлен персонажем Флойда. «Я не знаю, как и когда он умер и где похоронен, – пишет Тарантино, завершая книгу. – Но знаю, что должен был сказать ему спасибо».