Юридически выверенная забота

Какие есть альтернативы инициативе властей Забайкалья по приоритетному найму ветеранов

Массового увольнения участников специальной военной операции на Украине из рядов Вооруженных сил (ВС) не предвидится: в пятницу, 15 сентября, глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов заявил, что мобилизованных планируется отправить домой только после завершения боевых действий. Тем не менее власти уже давно предпринимают определенные шаги для содействия бывшим фронтовикам в возвращении к мирной жизни, в том числе способствуя реализации их права на труд.

Вскоре после начала мобилизации в Трудовой кодекс (ТК) была включена ст. 351.7, предусматривающая приостановление трудового договора с призванными или поступившими на службу по контракту работниками, а также с работниками, заключившими контракт о добровольном содействии в выполнении возложенных на ВС РФ задач. В декабре прошлого года эту статью дополнили нормой, которая закрепляет за указанными гражданами преимущественное право поступления на работу к тому же работодателю, если в период приостановления трудового договора они были уволены в связи с истечением его срока. А постановлением правительства РФ от 28 апреля 2023 г. было введено субсидирование трудоустройства участников военной спецоперации.

Но принимаемые на федеральном уровне меры не всегда кажутся достаточными региональным властям, которые стремятся продемонстрировать повышенный уровень заботы о ветеранах. Постановлением от 7 сентября 2023 г. исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края Александр Костенко предписал работодателям обеспечить в приоритетном порядке трудоустройство лиц, принимавших участие в военной спецоперации. Причем это требование распространяется не только на органы власти субъекта, органы местного самоуправления и подведомственные им организации, но и на организации частного сектора и индивидуальных предпринимателей.

Однако законность данной инициативы региональных властей находится под вопросом. Статья 3 ТК РФ постулирует равенство возможностей граждан в реализации трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

Применительно к отношениям по трудоустройству законодатель развивает данный тезис в ст. 64 ТК РФ: она предусматривает, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.

Таким образом, установление преимуществ при трудоустройстве для лиц, участвовавших в военной спецоперации, может быть признано законным только в ситуациях, когда право устанавливать такие преимущества предусмотрено федеральными законами. Такие действия законодателя не противоречили бы и общему запрету дискриминации в сфере труда: в ст. 3 ТК РФ специально оговаривается, что не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Однако федеральное законодательство в общем случае никаких преимуществ для участников военной спецоперации при трудоустройстве не предусматривает, а значит, власти Забайкальского края, вводя соответствующие требования, вышли за пределы своих полномочий.

Примечательно при этом, что законный способ обеспечить содействие участникам военной спецоперации в трудоустройстве у региональных властей есть: речь идет о квотировании рабочих мест. Данный механизм предусматривает, что определенная доля рабочих мест у работодателя выделяется для приема на работу граждан, относящихся к конкретной социально незащищенной категории (при этом никакого преимущества в случае трудоустройства на «обычные» рабочие места за пределами квоты такие граждане не получают).

На федеральном уровне квотирование в настоящий момент предусмотрено только для инвалидов (ст. 13.2 закона о занятости населения) и для лиц, страдающих психическими расстройствами (ст. 16 закона о психиатрической помощи). Причем никакого действующего механизма реализации данной гарантии для второй категории нормативно не предусмотрено.

Вместе с тем на практике региональные власти зачастую определяют дополнительные категории граждан, для которых выделяются квоты на трудоустройство (например, несовершеннолетние; молодые специалисты; граждане, освобожденные из мест лишения свободы; одинокие и многодетные родители и т. д.). Такое регулирование признается соответствующим закону (см. определение Конституционного суда от 25.02.2013 № 233-О). В качестве правового обоснования легитимности таких действий органов власти субъектов РФ приводится п. 1 ст. 25 закона о занятости населения, согласно которому работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе в том числе трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Уже сегодня в целом ряде регионов предусмотрено квотирование рабочих мест в том числе и для лиц, уволенных с военной службы. Подобные нормы можно обнаружить в законодательстве Краснодарского края, Республики Крым, Пермской, Тверской, Кемеровской, Липецкой областей и ряда других субъектов РФ. А Якутия в мае этого года включила в число категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для которых местным законом предусмотрено квотирование рабочих мест, конкретно участников военной операции.

У руководства Забайкальского края был шанс пойти по пути подобных изменений. Тогда не было бы подозрений в популизме и обвинений в противоречии придуманных норм федеральному законодательству. Возможности использовать юридически выверенные кейсы в работе своих субъектов РФ есть и у других регионов.