Изменчивость законов о выборах «не баг, а фича»

Что нового в избирательном законодательстве в 2023 году и чего ждать в 2024 году

Постоянные изменения отечественного избирательного законодательства стали притчей во языцех. И хотя одни считают их инструментом обеспечения преференций провластным кандидатам, а другие признаком нестабильности избирательного процесса, это объективная константа отечественных законов о выборах.

Политтехнологи сетуют, что без юристов невозможно разработать и запустить ни одну технологию. То шрифты надо покупать (никогда так не делали – и вот), чтобы не сняли за кражу интеллектуальной собственности, то привычные «иконостасы» кандидатов запрещают, не давая в одной листовке напечатать любимого губернатора и перспективных одномандатников вместе, то на посты в соцсетях и мессенджерах требуется лепить выходные данные.

Такая изменчивость избирательных законов на языке айтишников «не баг, а фича». Не ошибка системы, не злой умысел государства каждый год усложнять жизнь кандидатам и партиям, а следствие парадигмы правового регулирования – максимально подробной регламентации всех электоральных процедур.

Например, на смену открепительным удостоверениям, которые в этом году уже окончательно вычеркнули из законодательства, пришел «мобильный избиратель», а с многодневным голосованием и необходимостью надежно хранить бюллетени ночью появились сейф-пакеты с уникальными номерами.

Совет Федерации (СФ) и Центризбирком (ЦИК) уже анонсировали начало работы над «точечными изменениями» избирательных законов к 2024 г. Это отвечает ежегодной цикличности таких изменений: осенью по итогам единого дня голосования их готовят, зимой обсуждают в кулуарах, весной принимают на федеральном уровне – и до старта региональных выборов в начале лета нужные поправки вносятся уже в региональные законы, чтобы обновить правила выборов на всех уровнях.

Кто там ходит за рядами: новые цензы для наблюдения на выборах

В 2023 г. продолжилось уточнение правил наблюдения на выборах. Логика законодателя в том, чтобы восстановить баланс и обеспечить автономность для избиркомов, сузив для наблюдателей всех мастей набор возможностей «кошмарить» участки. К отмене института членов комиссий с совещательным голосом и «наблюдательскому цензу» (наблюдатель может быть только из того же региона, что и УИК, куда он направлен) добавилось ограничение для доверенных лиц: их полномочия истекают за день до начала голосования.

Правда, тут законодателя немного подвела досадная техническая ошибка: из нормы про лиц, присутствующих при подсчете голосов, доверенных лиц исключить забыли. Вышла коллизия норм: полномочия доверенного лица уже прекратились, но при подсчете голосов он присутствовать вправе. Во многих регионах избиркомы так и не решились отказывать в допуске доверенных лиц к подсчету голосов. Скорее всего, в пакет осенних поправок СФ и ЦИК войдет исправление этого противоречия в законе.

От СМИ – только журналисты, от партий – все

Для СМИ уточнили правила направления на участки журналистов: теперь они смогут контролировать работу УИКов, только если работают на свою редакцию по трудовому договору (ранее допускались и работающие по гражданскому договору).

Целились, очевидно, в корпорацию «наблюдательского спецназа» вроде движения «Голос» (признано иноагентом), которая использовала эту лазейку, чтобы завести наблюдателей на участки под видом журналистов. Но вместе с водой, кажется, выплеснули и ребенка: далеко не все реальные журналисты оформлены в СМИ по трудовому договору – и теперь им всем ограничили доступ к наблюдению за выборами.

Впрочем, изобретательные юристы, как всегда, нашли выход: оформляли нужных людей уполномоченными представителями партий. Это требует доступа к партийным печатям, зато назначать таких представителей можно даже в дни выборов, и тут как раз пригодились спойлерские структуры – от них на минувшие выборы заводили политтехнологов, бригадиров агитаторов, что было пусть и комично, зато вполне законно и весьма изящно.

Комиссии без иноагентов. А иноагенты без донатов

Развитие законодательства об иноагентах затронуло и правила их участия в выборах: теперь им запретили быть членами избирательных комиссий (ранее их обязали указывать свой статус в документах на выдвижение и в агитации).

Для усложнения сбора донатов в закон внесли «заготовку»: теперь в нем может быть установлен минимальный размер пожертвования в избирательный фонд в пределах 3% прожиточного минимума (в ценах 2023 г. это около 400 руб.).

Когда и если такие нормы появятся в законах о конкретных выборах (на федеральном или региональном уровне), просто так закинуть 50–60 руб. приглянувшемуся кандидату будет уже нельзя, придется раскошелиться на сумму покрупнее. Это позволяет заблокировать краудфандинговые кампании с минимальными донатами. Норму о минимальных донатах тоже ожидаем в пакете поправок к 2024 г.

Голосовать за тридевять земель реально, но неинтересно?

Еще одно новшество 2023 г. – экстерриториальные участки. В дополнение к уже ставшему привычным «мобильному избирателю» (голосование по месту нахождения независимо от прописки после подачи соответствующего заявления) было создано 329 таких участков в 81 регионе. Голосовали на них с 1 по 4 сентября, а целевой группой голосования «за тридевять земель» обозначили прежде всего жителей новых регионов, сменивших свое место жительства, и тех, кто волею судеб оказался на новых территориях.

ЦИК отчитался, что эксперимент прошел успешно, но так и не озвучил явку на этих участках в абсолютных цифрах, только констатировал, что на них не было ни одной жалобы. Возможно, это обусловлено тем, что явка на них была небольшая и опция оказалась не столь востребованной, а наблюдение усложнено. Похожая судьба была у «участков для дачников» в Подмосковье и Ленинградской области – кроме этих двух регионов, никто развивать эту давнюю институцию не стал: сложно, дорого, а голосов мало.

На федеральных выборах такие участки и вовсе не нужны – «мобильный избиратель» позволяет голосовать на любом участке в России. Инструмент мог пригодиться лишь для региональных выборов, и судьба его пока туманна.

ДЭГ навсегда: регионов больше, участков меньше

В 2023 г. дистанционное электронное голосование (ДЭГ) снова расширило свою географию: теперь оно охватило более четверти регионов, и эти 25 субъектов РФ, по заявлению Центризбиркома, имеют все шансы попасть в ДЭГ на президентских выборах в 2024 г. Особых новелл в ДЭГ не было: Москва по-прежнему голосовала на своей платформе, а другие регионы, включая Подмосковье, на федеральной.

Основное их отличие для избирателя в том, что на федеральное ДЭГ надо записываться заранее, а на московском можно голосовать прямо в дни выборов без записи. Число участников ДЭГ растет с каждым годом, претензии его противников уже не так резонируют, а Москва второй год показывает серьезный переток туда избирателей с обычных УИКов: почти 80% всей явки дало ДЭГ.

На этом примере можно прогнозировать дальнейшее сокращение 100-тысячной армии участковых избиркомов: зачем нам столько пехотинцев, когда есть стратегическая авиация и космические войска? Москва первой из регионов воспользовалась новой опцией «оптимизации» участков и сократила их на 40% (до 2058). К чести московских властей, выдержали принцип «адреса и явки не менять»: помещения для голосования остались прежними, но, например, из трех участков в одной школе оставили только один. Перспектива секвестирования числа обычных УИКов в таких регионах уже выглядит как явная тенденция ближайшего будущего.

Цифровизация на марше: электронные бюллетени, списки, реестры

Московские власти в 2022 г. использовали на муниципальных выборах электронные списки избирателей, и вслед за этим возможность оцифровывать списки избирателей появилась в федеральном законе. Когда онлайн-списки будут реализованы в масштабах всей страны, непонятно, но это явно вопрос времени и техники. Это позволит исключить риск «двойного» голосования разными способами.

Факт голосования будет фиксироваться онлайн, и станет не важно, получил избиратель электронный бюллетень в ДЭГ или бумажный на участке; голосовал он на участке, где находится, или вернулся на свой, где прописан и откуда открепился по «мобильному избирателю», – выдачу второго бюллетеня система заметит и заблокирует. Можно было бы увязать в законе внедрение ДЭГ в регионах с введением электронного списка избирателей.

Нелинейным следствием цифровизации стала легализация электронных реестров надомного голосования. Их и раньше зачастую вели на компьютере, но закон оперировал лишь бумажным реестром, а в электронном наблюдатели видели риск выдачи выездной группе УИКа большего числа бюллетеней, чем поступило заявок на голосование на дому, и угрозу фальсификаций.

За чей счет банкет: регионы профинансируют федеральные выборы

Еще одна новация, развитие которой логично будет увидеть в поправках, – право финансирования федеральных выборов из региональных и местных бюджетов. Впервые такая опция была апробирована при голосовании за поправки в Конституцию в 2020 г., и та норма носила временный характер.

В 2023 г. в целом ряде регионов в пилотном режиме был опробован обновленный формат работы участковых комиссий – поквартирные обходы для информирования о выборах. Можно предположить, что по итогам этого эксперимента такая норма появится в законе о президентских выборах (пока в законе есть только общая возможность такого финансирования, но, чтобы она заработала, поправка должна появиться в законе о соответствующих выборах).

Многие ресурсные регионы наверняка обрадуются такой опции, которая поможет им усилить борьбу за электоральный результат в границах своего субъекта на федеральных выборах и стимулировать УИКи на большую явку.

Агитационные сувениры: пока не востребовано, но перспективно

Еще одна спящая, но перспективная опция 2023 г. – введенная в закон норма о возможности изготовления дорогостоящей печатной агитации, агитационной «сувенирки». Ранее подобные агитационные материалы были разрешены лишь на выборах Госдумы и ограничивались суммой 100 руб. за единицу.

В 2023 г. всем кандидатам на любых выборах разрешили выпускать агитационную продукцию стоимостью до 278 руб. (2% от прожиточного минимума в ценах 2023 г.). Примерно ту же сумму составляет минимальная цена бутылки водки в 2023 г., так что «все совпадения случайны».

Раздача водки послужила поводом для снятия с выборов в 2004 г. оппозиционного губернатора Брянской области Юрия Лодкина. Впрочем, эта небывалая вольница, которая разрешена на выборах, в текущем электоральном сезоне еще не была востребована – или не была заметна. Возможно, такие поправки когда-нибудь будут иметь шансы на применение.