Степной фронт США

Казахстан становится главным инструментом американской политики в Центральной Азии

В рамках Генассамблеи ООН в Нью-Йорке 19 сентября впервые в истории состоялся саммит лидеров стран Центральной Азии (ЦА) и США в формате С5 + 1. Председательствовал на встрече Джо Байден, и многие наблюдатели уже назвали данное мероприятие «возвращением США в регион».

Существенная часть повестки мероприятия была посвящена экономическим вопросам. Президент РК Касым-Жомарт Токаев объявил о закупке в США 240 локомотивов для национальной компании «Казахстан темир жолы», на что Citibank предоставит кредит в $900 млн. В своей речи на саммите, как пишет пресс-служба президента, Токаев уделил внимание «возможностям для американских компаний в таких сферах, как разработка важнейших полезных ископаемых, возобновляемые источники энергии, обрабатывающая промышленность и другие» в ЦА.

В свою очередь, Байден на мероприятии обратился к лидерам Казахстана, Киргизии и Таджикистана с предложением освободить от налогов американские компании, инвестирующие в региональные проекты по добыче редкоземельных металлов. «Мы укрепляем наше сотрудничество в области борьбы с терроризмом и региональные экономические связи. Например, мы создаем новую бизнес-платформу, которая дополнит наше дипломатическое взаимодействие и обеспечит более тесную связь между нашими частными секторами в целях развития. Мы также обсуждаем возможность нового диалога по важнейшим полезным ископаемым, чтобы укрепить нашу безопасность и цепочки поставок на годы вперед», – отметил президент США в своем выступлении.

Но это только одна сторона медали. Само событие на высшем уровне в Нью-Йорке было геополитическим ответом на региональные мероприятия с участием глав России и Китая, проходившие в последние два года. После начала специальной военной операции, и в особенности в момент пробуксовки «контрнаступления» на Украине, интерес к ЦА со стороны Вашингтона возрос.

Цель саммита С5 + 1 лежит на поверхности: укрепить проамериканский вектор во внешней и внутренней политике бывших советских среднеазиатских республик, нейтрализовав усилия Москвы и Пекина или даже выдавив их из региона. Задача-максимум на ближайшую или среднесрочную перспективу – превратить ЦА во враждебный для России и Поднебесной плацдарм.

И в этом деле ведущая роль отведена руководству Казахстана, которое воспринимается сейчас Западом в качестве главного стратегического партнера в регионе. Поэтому сейчас и разворачивается активная информационно-политическая кампания по созданию образа Астаны как некоего «острова демократии» посреди моря автократии.

The Wall Street Journal еще 15 сентября посвятила саммиту С5 + 1 отдельную публикацию, где есть и такой пассаж: «Вашингтон может поддержать политические реформы Астаны по мере ее перехода от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом, пространством для новых политических партий и расширенной свободой СМИ. Казахстан на пути к демократии может стать образцом для других четырех центральноазиатских государств, чтобы оградить регион от влияния Москвы, Пекина и Кабула».

Что интересно, на мероприятии ни Байден, ни госсекретарь США Энтони Блинкен не выдвигали требований, чтобы страны региона активнее присоединялись к антироссийским санкциям. Видимо, как писала редактор журнала The Diplomat Кэтрин Путц, в Вашингтоне с пониманием относятся к тому, что республики ЦА находятся в «зажатом положении между Россией и Китаем». Хотя с начала марта в Астану, Ташкент и Бишкек с санкционной повесткой зачастили чиновники американского министерства финансов и торговли, что уже повлияло на динамику взаимной торговли с Москвой.

И, по мнению Путц, США после саммита в качестве пряника могут отменить поправку Джексона – Вэника для Казахстана, как это было ранее сделано для Украины, Армении и Киргизии.

Не случайно и полное совпадение позиций США и Казахстана по вопросу о необходимости реформирования структур ООН. «Без всеобъемлющей реформы Совета Безопасности нам не удастся справиться с этими вызовами... Глубоко убежден, что голоса «средних держав» и всех развивающихся стран в совете должны быть усилены и четко услышаны. Поскольку Совет Безопасности, по-видимому, не в состоянии выйти из тупика, он должен стать более представительным, чтобы другие страны, включая Казахстан, могли играть более значительную роль в поддержании мира и безопасности», – отметил Токаев на заседании Генассамблеи ООН.

В 2008 г. в Караганде был создан сертифицированный центр НАТО «Казцент» по «обучению» военнослужащих стран региона. На деле «Казцент» все эти годы служил прикрытием для деятельности американцев в ЦА. Теперь подобную схему республика хочет исполнить и со структурами ООН. «Казахстан рассчитывает на поддержку США в создании в Алматы Регионального центра ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана», – говорится в сообщении пресс-службы президента РК по итогам саммита С5 + 1. Видимо, эта структура будет усиливать так называемые интеграционные процессы под эгидой англосаксов с пристегиванием к региону еще и Кабула (что с самого начала было американской идеей).

В этом же ключе надо рассматривать и прозвучавшее в Нью-Йорке предложение Токаева о превращении Казахстана в «региональный хаб поставок продовольствия». Токаев имел в виду Транскаспийский международный транспортный маршрут – так называемый Средний коридор, который якобы «может значительно укрепить взаимодействие между Востоком и Западом». В реальности же речь идет об отправке в обход России по данному маршруту ресурсов, в том числе и редкоземельных металлов, с целью поддержания экономик ЕС и США. Слова же о «продовольственном хабе» – это лишь красивая обертка без содержания, так как в реальности можно говорить только о попытках казахстанского бизнеса торговать российским зерном.

В рамках исполнения поставленных целей Агентство США по международному развитию (USAID) уже в октябре этого года проведет совещание профильных министров в формате C5 + 1» по вопросам взаимосвязанности в ЦА. Задача встречи – «обсуждение конкретных действий, которые будут способствовать инклюзивному и устойчивому экономическому развитию».

Стороны также приступили к созданию дорожных карт по разработке месторождений в ЦА с участием гигантов американской индустрии. Помимо прочего Байден пообещал выделить «значительные средства» для «обеспечения безопасности в ЦА». Скорее всего, речь идет о поддержке процесса перехода стран региона на натовские стандарты через оснащение армий турецким вооружением, а также интенсивного переобучения офицерского состава и технического персонала через создаваемые новые военные и полувоенные центры и организации Пентагона и НАТО.

Это обширная и достаточно серьезная программа, способная повлиять на соотношение сил в регионе.

Поддержку казахстанской элите в осуществлении этих задач может оказать Азербайджан. Президент республики Ильхам Алиев не стал участником формата C5 + 1, хотя многие эксперты прогнозировали это. Но буквально за несколько дней до встречи в Нью-Йорке Алиев был почетным гостем на саммите президентов ЦА в Душанбе. И нынешняя победа Баку в АТО против сил Нагорного Карабаха станет сейчас важнейшим морально-психологическим толчком к дальнейшему процессу «тюркской интеграции» вокруг Анкары и Запада.

А чтобы закрепить достигнутое, в одну из республик ЦА, скорее всего в Казахстан, в этом или следующем году приедет сам Байден – и под его началом пройдет очередной саммит C5 +1. Такое обещание озвучил президент США, завершая мероприятие в Нью-Йорке. Похоже, Белый дом намерен использовать Казахстан для создания напряженности на рубежах России и Китая, как это уже происходит в Японии и Вьетнаме.