Не те же грабли

Дружественные страны не должны превратиться в новые налоговые гавани для российского бизнеса

Российские бизнес-группы привыкли использовать европейские компании для структурирования своего международного присутствия. Но фактическая заморозка налоговых соглашений с недружественными странами провела черту под этой эпохой.

Уход из прозападных юрисдикций плавно набирал силу последние 6–7 лет. Реагируя на изменившиеся условия, российский бизнес переориентировался на так называемые дружественные страны, расположенные преимущественно на Ближнем Востоке и в Азии. Потускнели в прошлом популярные Мальта и Кипр, а такие страны, как ОАЭ, Гонконг и Казахстан, в целом уже знакомые бизнесу, заиграли новыми красками. Местом регистрации компаний теперь выбирают также малоизвестные ранее Катар, Турцию, Китай, Малайзию, Армению, Узбекистан и даже экзотические Оман, Саудовскую Аравию и остров Маврикий.

Но следует иметь в виду, что «дружественный» статус новых юрисдикций сегодня не может быть гарантией от возможных упреков в адрес бизнеса завтра. Есть вероятность, что, как только пыль уляжется (а рано или поздно это обязательно произойдет), власти могут начать воспринимать эти страны как налоговые гавани, которые используются для минимизации платежей в российский бюджет.

Начиная с 2020 г. Минфин активно занимался пересогласованием соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с наиболее популярными странами, используемыми для налогового структурирования (в первую очередь Кипр, Нидерланды, Люксембург), с целью повышения ставок налога на доходы у источника выплаты в отношении дивидендов и процентов. Но сейчас мы видим противоположную тенденцию. Российский Минфин не оставил без внимания поворот российских компаний на Восток. Причем в этот раз ведомство, по крайней мере по первым впечатлениям, наблюдает за процессом благосклонно и вовлекается в него с целью облегчить, а не ужесточить двусторонние фискальные режимы.

В помощь бизнесу Минфин рассматривает возможность либо понизить ставки налога на доходы у источника выплаты в рамках действующих СИДН, либо в принципе заключить соглашение, если со страной-партнером оно по какой-то причине отсутствует.

В ведомстве уже подписали договор с Оманом, подразумевающий пониженную до 10% ставку по налогу на доходы у источника выплаты по дивидендам, процентам и роялти. СИДН с аналогичными условиями предлагается подписать и с Малайзией, так как положения действующего соглашения, заключенного еще во времена СССР, едва ли можно назвать благоприятными. Обсуждалась корректировка соглашения с Турцией, но, по последней информации, турецкие коллеги на данном этапе отказались пересогласовывать СИДН. Минфин также закидывал удочку и индийским коллегам, однако положительного отклика и здесь, судя по всему, пока не получил.

Ведутся переговоры о новом налоговом соглашении и с ОАЭ. Арабские Эмираты, несмотря на высокую популярность у российского бизнеса, все еще находятся в черном списке офшорных юрисдикций Минфина, а действующее СИДН с этой страной носит ограниченный характер и не распространяется на частный бизнес и физических лиц, в связи с чем могут возникать повышенные налоговые последствия.  

Звучали призывы также заключить СИДН с Бахрейном, однако пока такая инициатива осталась без внимания со стороны российских властей. Возможно, из-за скромного интереса к данной стране со стороны российского бизнеса. Также маловероятно и заключение СИДН с Маврикием. В данном случае, помимо того, что вряд ли бизнес из этой юрисдикции планирует активно инвестировать в Россию, наверняка, сыграет роль и определенная настороженность властей к островным юрисдикциям в принципе.

Новые СИДН, конечно, уже не будут такими выгодными, как прежние соглашения, например, с Кипром или Нидерландами. Скорее всего, модели 5-0-0 (5% ставка налога на доходы в отношении дивидендов и освобождение в отношении процентов и роялти) в новых СИДН мы больше не увидим. Теперь в рамках диалога, посвященного налоговым соглашениям, Минфин, похоже, отталкивается от типового СИДН, утвержденного правительством, в основе которого лежит модель 10-10-10. Возможно, будут предусмотрены исключения – в отношении процентов или роялти. 

Однако слишком рьяная переориентация на Восток несет существенные риски – как бизнес, так и власти могут наступить на те же грабли, с которыми столкнулись в 2020 г., когда тема вывода капитала по околонулевым ставкам вышла на уровень президента.  

Компаниям надо иметь в виду, что «дружественный» статус некоторых ближневосточных и азиатских стран отнюдь не подразумевает индульгенции на использование прежних схем вывода средств из России в новых территориально-юридических условиях. Минфин едва ли ослабит усилия, направленные на максимизацию бюджетных доходов, в том числе за счет оспаривания предоставления льгот по СИДН – в чем налоговые органы значительно преуспели, пока льготы предоставлялись по соглашениям с западными странами.

Сейчас финансовое ведомство регулярно повторяет, что не допустит реконструкции этих механизмов, а налоговые соглашения с дружественными странами направлены в первую очередь на привлечение прямых иностранных инвестиций в российскую экономику, чтобы заместить ушедшие компании из стран недружественных. Логично, что инвесторов хотят заинтересовать в том числе гибким подходом к ставкам по налогу на доходы у источника выплаты, поэтому Минфин начал процесс согласования новых или пересогласования действующих СИДН с некоторыми дружественными странами. 

С другой стороны, даже несмотря на то что довольно льготные условия по налогам с рядом дружественных стран действуют уже достаточно давно, особенной активности азиатских, и особенно ближневосточных, инвесторов не наблюдалось, если не считать некоторых проектов в добывающих отраслях, а также инвестиций суверенных фондов.  

В связи с этим у властей может появиться соблазн в среднесрочной перспективе в порядке исключения дополнительно смягчить условия. На фоне рисков, связанных с ведением бизнеса в России иностранными компаниями, привлекательные условия налоговых соглашений могут стать одним из ключевых аргументов со стороны государства для возобновления потока иностранных инвестиций в страну. 

Вот только это в конечном итоге может дать эффект, обратный тому, с которым Минфин активно боролся последние годы, пересматривая налоговые соглашения с так называемыми транзитными странами, пытаясь противодействовать законным инструментам и методам налоговой оптимизации.

Поэтому дружественные страны рискуют рано или поздно столкнуться ровно с теми же претензиями со стороны Минфина, что и недружественные сегодня Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды. Конечно, есть локальные (концепции лица, имеющего фактическое право на доход, или необоснованной налоговой выгоды), а также наднациональные (тест основной цели в рамках конвенции MLI) правила, направленные на предотвращение злоупотребления льготными положениями СИДН. Однако они существовали и ранее, что не помешало Минфину повысить ставки налогов непосредственно в СИДН. Возможно, поэтому ведомство предпочитает действовать осторожно.