«Дурные деньги»: котята против медведей

В прокат вышел фильм про то, как ребята с интернет-форума заставили Уолл-стрит понервничать

В январе 2021 г. произошло событие, за которым многие следили в режиме реального времени: акции сети магазинов видеоигр GameStop, падавшие на протяжении последних лет, резко пошли вверх и за две недели выросли более чем в 20 раз. Шорт-сквиз стал неприятным сюрпризом для нескольких крупных хедж-фондов, которые намеренно роняли курс акций GameStop, чтобы заработать на понижении, и теперь теряли огромные деньги. А стояли за всем этим простые пользователи Reddit: они начали дружно скупать акции и разгонять цену. Возглавлял атаку на фондовый рынок некий Кейт Гилл, известный в сетевых сообществах под никами Roaring Kitty (Ревущий котенок) и DeepFuckingValue (переведите это, пожалуйста, сами).

Маленькие люди, объединившись, смогли переиграть воротил с Уолл-стрит – история, конечно, достойная экранизации. Уже полгода спустя о ней вышла книга Бена Мезрича – писателя, в 2009 г. выпустившего нон-фикшн о Facebook, на основе которого Аарон Соркин сочинил сценарий для «Социальной сети». Права на новую книгу, кокетливо названную «Антисоциальная сеть», Голливуд приобрел еще до того, как Мезрич успел написать хоть слово, – в том же январе 2021 г.

Звездный актерский состав, крепкий режиссер Крэйг Гиллеспи («Круэлла», «Тоня против всех») – силы при создании «Дурных денег» были задействованы вполне серьезные. И все же при просмотре невольно задаешься вопросом: а каким мог бы получиться фильм, попади материал в руки тому же Соркину? Потому что сценаристки Лорен Шукер Блум и Ребекка Анджело (обе участвовали в создании сериала «Оранжевый – хит сезона») словно так и не смогли придумать, с какой стороны лучше подходить к этой истории. Делать ли из нее остросюжетную драму или лирическую комедию. Скрупулезно излагать хронику шорт-сквиза со всеми ее крутыми поворотами или сосредоточиться на портрете Кейта Гилла (которого тут играет замечательный Пол Дано – «Нефть», «Маленькая мисс Счастье»).

/ Sony Pictures Entertainment

Перед фильмами о событиях из мира экономики и финансов всегда стоит проблема: как объяснить сюжетные коллизии аудитории, не знающей, чем фьючерс отличается от опциона? Адам Маккей в «Игре на понижение» справился с задачей при помощи голой Марго Робби в ванне. Авторы «Дурных денег» действуют прямолинейнее и просто вставляют в картину несколько объяснительных диалогов, призванных дать зрителю представление об устройстве фондового рынка. Не самые интересные моменты фильма, эти диалоги к тому же не достигают цели. Те зрители, кто хоть немножечко в теме, не узнают из них ничего нового, а те, кто вовсе не в теме, вряд ли что-нибудь поймут.

В этом, пожалуй, главный недостаток картины: у авторов не очень получается совладать со спецификой материала. То есть превратить финансовые перипетии в сюжетные и рассказать историю денег так, чтобы у зрителя дух захватывало. Повествование движется неровно, где-то скользит по верхам, к каким-то деталям, напротив, проявляет художественно не всегда оправданное внимание. Многим актерам негде развернуться в перегруженной действующими лицами и сюжетными линиями драматической структуре, и это обстоятельство особенно печально, потому что актеры все хорошие.

Себастиан Стэн (Баки из фильмов про Капитана Америку) появляется в роли робкого капиталиста, одного из основателей компании Robinhood Влада Тенева. Ник Офферман (Дик Макдональд из фильма «Основатель») играет бездушного капиталиста, главу хедж-фонда Citadel Кеннета Гриффина. Самый колоритный выход у артиста Винсента Д’Онофрио, навсегда вписавшего себя в платиновый фонд мировой культуры ролью рядового Кучи в «Цельнометаллической оболочке». Его герой – Стив Коэн, гротескный капиталист, который плотоядно лыбится и держит дома натуральную свинью (вроде бы реальный факт из жизни персонажа).

Сет Роген («Сорокалетний девственник», «Приколисты») выступает в роли директора Melvin Capital Гейба Плоткина. Кастинговое решение любопытное, хотя и приводящее в легкое замешательство: как и все герои Рогена, Плоткин вышел таким трогательным недотепой, что разделить с авторами радость от того, что вот этот плюшевый человек только что потерял несколько миллиардов долларов, довольно нелегко.

Быть может, лучшие эпизоды в «Дурных деньгах» – когда авторы отвлекаются от схематичного и путаного рассказа о шорт-сквизе и сосредотачиваются на главном герое, Кейте Гилле, чья сюжетная линия, собственно, и не дает фильму превратиться в упрощенный пересказ вчерашних новостей. Пол Дано создает образ социально неуклюжего чудака, который имеет две страсти – инвестиции и бег. Первое – его способ взаимодействовать с миром, второе – способ взаимодействовать с самим собой, все остальное, включая семейную жизнь, он, скорее, претерпевает с мягким стоицизмом.

Такой портрет героя дополняется линиями еще нескольких пользователей Reddit (одну из них играет Америка Феррера – «Барби», «Патруль»), которые вслед за Гиллом стали покупать акции GameStop. Для всех них инвестиции – не столько средство обогащения, сколько способ заявить свое присутствие в мире: пока у тебя есть эти акции, ты существуешь. Стоит их продать – вновь станешь маленьким и невидимым. Выбирай.

В «Дурных деньгах» многовато ненужной сентиментальности, рыхлая структура и часть приемов попросту не работает. Но и юмор, и игра некоторых (не всех) актеров, и, к примеру, вот эта бесхитростная постановка вопроса о существовании заставляют отнестись к картине как минимум с доброжелательным интересом.