Совместное обучение

Россия должна добиться паритетного партнерства в университетском обмене с Китаем

Широко обсуждаемый «поворот на Восток» имеет множество измерений. Чаще всего мы слышим о новых проектах в энергетике, промышленности, логистике, торговле. Однако тут есть и еще один сюжет – подготовка профильных специалистов, которые и призваны воплотить эти планы в жизнь. Нехватка кадров для работы с Азией, в частности с Китаем, отчетливо ощущается и бизнесом, и государством. Насыщается этот спрос крайне медленно. Что может тормозить решение кадрового вопроса?

Несомненно, высшее образование играет значимую роль в развитии интенсивных контактов между Россией и Китаем. В связи с этим все чаще говорят о назревшей реформе востоковедческого образования, в рамках которого до сих пор готовят преимущественно филологов и историков для работы в академической сфере. Есть также немногие образовательные программы, которые готовят китаистов-практиков, способных работать в реальной экономике. Их особенность заключается в том, что студентов прежде всего обеспечивают знаниями по макроэкономике и внешнеэкономической деятельности.

Между тем усложнившаяся реальность экономических связей между Россией и Китаем нуждается в специалистах в энергетике, добывающей отрасли, машиностроении, транспорте, банкинге, финансах, IT, консалтинге. Практическая работа в отрасли потребует от них прежде всего профильных знаний и владения иностранным языком, тогда как необходимость в глубокой страноведческой подготовке отходит на второй план.

Вопросам подготовки практикоориентированных специалистов-востоковедов, в частности китаистов, были посвящены отдельные сессии в рамках ВЭФа в 2022 и 2023 гг. В мае 2023 г. Минобрнауки объявило о разработке новой программы развития востоковедения и африканистики на ближайшие годы, но министерство представило пока лишь общую концепцию программы.

Как отмечает директор ИСАА МГУ Алексей Маслов, сегодня университетский диалог между Россией и Китаем наиболее интенсивно разворачивается именно в сегменте естественнонаучного, технико-инженерного и медицинского образования. За последнее десятилетие многие российские вузы в партнерстве с китайскими университетами учредили «российско-китайские институты» – специальные подразделения, ориентированные на прием китайских студентов. Они открылись по направлениям «химия», «биология», «физика», «математика», «машиностроение», «инженерная подготовка», «искусство».

Углубление образовательной интеграции между вузами России и Китая выражено и в форме создания совместных университетов, кампусы которых располагаются в самом Китае. К 2023 г. запущено уже пять таких вузов, самый известный их которых МГУ – Пекинский политехнический университет в Шэньчжэне. На ближайшие годы запланировано открытие еще шести вузов по направлениям «энергетика», «инженерия», «горное дело», «цифровые технологии», «менеджмент», «журналистика».

Продвижению образовательного диалога за традиционные рамки регионоведческой специфики способствует применение сетевых технологий. Российские вузы стремятся выйти в пространство китайских платформ онлайн-образования. В 2019 г. СПбГУ в имиджевых целях разместил 19 курсов на платформе XuetangX, которая доступна китайской и международной аудитории. Среди них не только ожидаемые курсы по русскому языку и истории России, но также «Техника аэросъемки с БПЛА» и «Математическая теория игр». Примечательно, что именно эти курсы пользуются наибольшей популярностью – 11 000 и 6000 слушателей с момента размещения против 3000 слушателей курса по русскому языку. Сегодня на этой платформе можно найти курсы еще двух российских вузов: СПбПУ («Управление продажами», «Архитектура предприятия» и «Технологическое лидерство») и УрФУ («Русский язык»).

Достижения последних лет свидетельствуют о высокой востребованности российского технического и инженерного образования, которое может служить успешным примером экспорта услуг из России, считает Татьяна Уржумцева, советник посольства РФ в КНР, директор Российского культурного центра в Пекине. Но эксперт обращает внимание и на некоторые организационные особенности российско-китайского партнерства в сфере образования. Дело в том, что большинство «китайских институтов» при российских вузах нацелено на прием китайских студентов и их обучение в России без встречного обмена студентами.

На начало 2022/23 учебного года в российских высших учебных заведениях обучалось более 37 000 студентов из Китая – таковы данные Минобрнауки РФ. Для сравнения: в Китае на тот момент на очном обучении находилось 1640 российских студентов. Безусловно, сказалась разница в ковидных ограничениях и сроках отказа от них: в 2020/21 учебном году в китайских вузах насчитывалось 14 000 российских студентов и аспирантов, из которых на очном обучении оставалось 1300 человек, остальные занимались дистанционно. И тем не менее это соотношение показательно.

В открывающихся на территории Китая кампусах совместных университетов также преобладают китайские студенты. Модель их обучения зачастую и не предполагает поездку в российский вуз-партнер. Чаще всего языком преподавания избирается английский, а не русский язык. Российский партнер отвечает за частичное кадровое наполнение и реализацию ключевых учебных дисциплин. Правила приема абитуриентов и контроль за качеством образования выпускников остается за китайской стороной.

Подобная организация учебного процесса позволяет говорить о том, что трендсеттером в российско-китайском диалоге сегодня оказывается Китай. Зачастую именно китайская сторона запрашивает требуемый профиль обучения, который и реализуется в созданных при российских вузах «китайских институтах» или уже в совместных университетах на территории Китая.

При реализации совместных образовательных программ важно определить, в чем заключаются интересы нашей страны: в экспорте образования и предоставлении коммерческих образовательных услуг или в насыщении кадрового голода и подготовке своих специалистов. И поскольку для России критически важны не только коммерческая и имиджевая составляющие в партнерстве Китаем, то диалог с нашим восточным соседом стоит разворачивать на паритетной основе с симметричным обменом студентами в необходимом для каждой из сторон объеме и по требуемым специальностям обучения. Распространенная сейчас модель образования с приоритетом иностранных учащихся не слишком способствует решению кадрового вопроса для российской экономики.