«По щучьему велению»: сказка об успешном импортозамещении

Продюсер «Конька-Горбунка» Сергей Сельянов вернул на экраны и лентяя Емелю

Сын кузнеца Емеля (Никита Кологривый из сериалов «Два холма» и «Офлайн») пощадил щуку, и та в благодарность согласилась исполнить три его желания. Первые два Емеля – дурак дураком – бездарно растратил: печь на колеса поставил, зиму в лето превратил. И только третье желание догадался приберечь. Есть у Емели мечта – на царевне (Алина Алексеева из сериалов «Ольга» и «Настя, соберись!») жениться. Но – кто бы мог подумать – оказался Емеля парнем весьма прогрессивных взглядов. Вместо того чтобы девицу щукой приворожить, хочет он ее любовь завоевать. А на Руси место подвигу всегда найдется.

Увивается вокруг царевны один хлыщ – посол английский (Юрий Колокольников из сериалов «Игра престолов» и «Конец света»). Вечно бахвалится приблудами заморскими. Притащит иной раз механическое пианино и царю-батюшке (Роман Мадянов – мэр в «Левиафане», губернатор в «Домашнем аресте») им в лицо тычет. Царю, конечно, за державу обидно. Пришлось приврать, что припрятан в закромах царских баян-самоигран – не хуже пианина вашенского.

Тут-то и вызвался Емеля государя выручить и баян добыть. Глядишь, одним подвигом получится обоих впечатлить – и царевну-невесту, и царя-тестя. Отправляется Емеля в путь – и не замечает, какими глазами на него щука смотрит. А та и не рыба вовсе, а Василиса Прекрасная (Мила Ершова из «Трудных подростков»), просто заколдованная. Одним словом, дурак.

/ Кинокомпания CTB

«По щучьему велению» продолжает сказочную линейку продюсера Сергея Сельянова («Салют-7», фильмы Балабанова и «богатырские» мультфильмы). Первым в серии стал «Конек-Горбунок», собравший в 2021 г. без малого 1,2 млрд руб. (здесь и далее данные ЕАИС государственного Фонда кино). И по-своему очаровательно, что сюжет «Щучьего веления» прямо рифмуется с индустриальным контекстом – ведь и сам фильм, как и его герой Емеля, должен решать проблему импортозамещения. Именно зрелищные релизы для семейной аудитории остаются главной надеждой кинотеатров, которые переживают катастрофическое падение доходов после ухода голливудского контента. Особенно любопытно, что Емеля-дурачок порой действует на удивление умно – нам всем пример.

Первая реакция на западный технический прогресс – квасной патриотизм и любование родной стариной. Царю-батюшке показывают механическое пианино, а он: «Зато у нас баян-самоигран». Ему ретрофутуристический «кухонный комбайн». Он: «А у нас скатерть-самобранка». Но каждая попытка предъявить «наш ответ» оказывает на удивление благотворное влияние на всю волшебную страну – спасибо Емеле и Василисе. Каждое их путешествие за очередным артефактом строится по одной и той же схеме. Чтобы заполучить магический предмет, нужно обхитрить владельца, но Емеля и Василиса не пытаются хитрить, напротив – честно помогают новым знакомцам и за это получают артефакт в дар. Иначе говоря, в основе импортозамещения по версии Емели и Василисы этически корректное решение застарелых национальных проблем.

/ Кинокомпания CTB

Жанр русской фольклорной сказки тоже своего рода «баян-самоигран» на фоне голливудских комиксов. Не в том смысле, что кустарно сделан, а в том, что принципиально иначе устроен. В ближайшие годы благодаря кассовым успехам «Чебурашки» (почти 6,8 млрд руб.) и трилогии «Последний богатырь» (общая касса – более 5,9 млрд руб.) нас ждет волна семейных фэнтези-историй – от «Бременских музыкантов» до богатырского приквела «Финист. Первый богатырь». И все они в той или иной степени воспроизводят западные жанровые формулы – сходства той же богатырской франшизы со «Звездными войнами» точно неслучайны. В свою очередь, киносказки Сельянова пытаются адаптировать под блокбастер фольклорные схемы – с оглядкой на советские фильмы Александра Роу («Морозко», «По щучьему веленью»), но с неизбежными подновлениями.

/ Кинокомпания CTB

Ведь кто такой дурак с точки зрения драматургии? Это герой, который не умеет строить долгосрочные планы, действует ситуативно и нерационально. Такой тип персонажа невозможен в большом голливудском кино. И именно таким поначалу предстает Емеля в «Щучьем велении» в прекрасном исполнении Кологривого. Но этот герой, предсказуемый и плоский, не вытащит полуторачасовой фильм – он быстро наскучит и начнет раздражать. Поэтому постепенно Емеля начинает «утолщаться» – мы узнаем, что он благороден, находчив, не так уж глуп и вполне способен на поступки. С главными женскими персонажами сюрпризов не происходит – они лишь подтверждают и уточняют первое впечатление. Царевна избалована и коварна (Алексеева в злодейской роли особенно хороша), Василиса самоотверженна, умна, остра на язык.

В целом «Щучье веление» Александра Войтинского (ранее снял «Призрака» и второй сезон «Метода»), хотя и крайне симпатичный фильм, местами действительно увлекательный и почти всегда красивый, несет на себе шрамы компромиссов и трудных поисков. Пародийно-сатирическая линия не вполне ровно сшивается с сентиментально-семейной. Емеля «прогрессивно» добивается расположения царевны – даже неоднократно заявляет, что жениться надо исключительно по любви, – но в силу патриархальной инерции сказок пытается впечатлить прежде всего отца, не невесту. Шуток не то чтобы мало – скорее не все выстреливают. Графика хорошая – но щука, например, вышла гораздо убедительнее манула Кота-Баюна. Точно можно считать творческой удачей без всяких оговорок нетипичный для сказок саундтрек, который записала петербургская фолк-группа «Отава Ё»: драйвовый, ехидный, одновременно «народный» и очень свежий по звуку.