Наказание невиновных, награждение непричастных

К чему приводят игры ЦБ с ключевой ставкой

ЦБ обеспокоен ситуацией, когда россияне со сбережениями несут их на вклады под высокий процент, а сами берут льготную ипотеку. «Источником этого заработка становятся деньги налогоплательщиков», – заявила на днях председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Прозвучали эти слова буквально на следующий день после того, как ЦБ поднял ключевую ставку в очередной, четвертый раз – на этот раз до 15%.

На первый взгляд возмущение главы ЦБ можно понять. Такой способ косвенного заработка на льготных ипотечных программах действительно выглядит нечестным по отношению к тем, для кого они единственная возможность решить свой жилищный вопрос.

Но давайте подумаем: а что же сделало возможным появление таких «народных» схем? И ответ в общем-то лежит на поверхности. Именно ЦБ своей политикой последовательного повышения ключевой ставки создал предпосылки для быстрого роста ставок по депозитам, сделал вклады более выгодными, чем любые инвестиции в развитие, будь то развитие личное (через приобретение недвижимости на рыночных условиях) или развитие того же бизнеса через расширение производства или новое строительство. То есть сам ЦБ сначала формирует эту «нечестную» реальность, а потом обвиняет людей в том, что они начинают нечестно себя вести.

И ведь дело касается не только льготной ипотеки. Аналогичная схема по «выкачиванию денег налогоплательщиков» формируется сейчас благодаря политике ЦБ и на более высоких уровнях экономики. С одной стороны, наши экспортеры получили от регулятора избыточную свободу по аккумулированию у себя валютной выручки. С другой – они сохраняют полный доступ к многочисленным мерам государственной поддержки: дешевым субсидированным деньгам.

Чем принципиально такая ситуация отличается от ситуации с депозитами и льготной ипотекой? Только одним: здесь речь идет не о гипотетических миллионах, а о вполне реальных триллионах рублей.

Давайте теперь подумаем, кто больше раскручивает сегодня пресловутую инфляцию – гражданин, пытающийся заработать свои копейки в созданных самим же ЦБ условиях? А может быть, тот самый банкир или экспортер, на счетах которого крутятся миллиарды долларов, а он приходит к государству с протянутой рукой и получает от него дешевые (потому что свеженапечатанные) рубли?

Абсолютно очевидно, что наша нынешняя инфляция в значительной мере «импортированная», причем помогают такому импорту наши же собственные монетарные власти.

Если мы декларируем ужесточение кредитно-денежной политики, то проводить его нужно одновременно на всех уровнях и всеми инструментами, не только повышая ключевую ставку до запретительного уровня, как это происходит, но и прикрывая все нерыночные лазейки для зарабатывания на «дорогих» деньгах и при этом лишая доступа к «дешевым». Причем начинать нужно не с граждан, а именно с тех, кто ворочает триллионами.

Но мне тут же возразят, что так делать ни в коем случае нельзя, – и будут правы. Менее всего наша экономика и наши люди сейчас нуждаются в каком-либо «удушении». Но тогда, если мы соглашаемся с тем, что экономическое развитие страны сейчас важнее борьбы с инфляцией, мы должны прекратить игры с повышением ключевой ставки. Потому что в действующей системе они вовсе не стабилизируют экономику, а лишь усиливают экономический дисбаланс, усугубляют несправедливость и общую «нерыночность» происходящего. Благодаря повышению ключевой ставки ЦБ происходит классическое наказание невиновных (сокращение возможностей для роста и развития для тех, кто в «рынке») и награждение непричастных (накачивание деньгами тех, кого в общем-то наша внутренняя ключевая ставка никак не касается).

Рано или поздно ЦБ придется вернуть ключевую ставку хотя бы на равновесный уровень – по собственным оценкам регулятора, 7–8%. Но лучше до 5%. Это не даст взрывного роста инвестиций в производство – но хотя бы не будет их душить, как сейчас. Параллельно с этим нужно наконец-то начать реальную борьбу с «импортом» инфляции – в том числе через более жесткий контроль за валютной выручкой наших экспортеров. Правительство рассматривает возможность с 1 января 2024 г. распространить валютный контроль не только на самих экспортеров, но и на их зарубежных «дочек». Это правильная мера, но опять запоздалая.

Следует отрегулировать биржевые спекуляции с валютой. Рассмотреть механизмы по ограничению вывода валюты за рубеж – причем, подчеркну это, не в отношении простых граждан, а в отношении крупного бизнеса, включая и тот зарубежный, который сейчас продолжает продавать российские активы. Не платить им живыми деньгами – как минимум до тех пор, пока в недружественных юрисдикциях остаются замороженными активы нашего, российского бизнеса и наши золотовалютные резервы.

Ну и конечно, никакая борьба с «импортом» инфляции не будет эффективной без развития собственного промышленного потенциала. Чем больше мы производим внутри страны, чем сильнее наш технологический суверенитет – тем меньше мы зависим от любых внешних факторов. Но рост такой самостоятельности невозможен при нынешней монетарной политике ЦБ.

Может быть, пора уже привести прогнозы инфляции к реальности и перестать утрамбовывать эту нашу реальность под какие-то заведомо несбыточные цифры? Если мы удвоим прогноз по инфляции, но за это получим удвоение экономического роста в реальном выражении – это будет хорошая сделка для всех.