Взлетающий дракон

России следует изучить успешный опыт Китая по коммерциализации космоса

Владимир Путин предложил к обсуждению тему привлечения частных инвестиций в космическую отрасль России. «Сейчас востребовано взаимодействие между государством и частным бизнесом. Происходит коммерциализация космических услуг, а развиваться без нее будет совершенно невозможно, это очевидно. Нужно создавать рынок этих услуг, нужно, чтобы этот рынок был таким, чтобы было выгодно работать в космосе, чтобы было выгодно деньги вкладывать», – заявил президент 26 октября на встрече с молодыми учеными и специалистами космической отрасли.

Выстраивая модель такой деятельности, важно проанализировать опыт других участников этого рынка. В условиях напряженных отношений со странами Запада на первый план выходит взаимодействие с Китаем. На сегодняшний день КНР не только де-факто является второй экономикой мира, но и стоит на втором месте по объему госбюджета, выделяемого на космическую деятельность: $12–16 млрд в год против $59–62 млрд у США и $3–3,5 млрд у России.

Методично преодолевая сложившееся в XX в. технологическое отставание, в 2000-х – 2010-х гг. Китаю удалось реализовать целый ряд комплексных космических проектов на государственном уровне: ввести в эксплуатацию два новых космодрома; развить пилотируемые миссии, ракетную и спутниковую программы; запустить исследования Луны и Марса; самостоятельно построить космическую станцию. Новый вызов – развитие собственной частной космической индустрии – возник перед Китаем в 2010-x гг. на фоне успехов американской компании SpaceX.

Освоение и использование космоса в Китае проводится в соответствии с национальным пятилетним планом и планом в сфере космической деятельности. Формальным стартом коммерческой космонавтики в Китае стал выпуск в 2014 г. «Документа 60» – декларации, призывающей к увеличению частных инвестиций в запуски ракет-носителей и производство спутников. За «Документом 60» последовали другие программные документы: «Правила радиосвязи», «Отраслевой каталог». Существовавшие ранее правила лицензирования были распространены на коммерческие компании. Ранее закрытые отрасли производства спутниковых систем открыли для частных, в том числе международных, инвестиций.

С 2014 г. в Китае было создано более 200 коммерческих космических компаний – около четверти всех стартапов такого рода в мире. Сначала это были дочерние предприятия госкомпаний и университетов – например, Siwei и CGSTL, операторы спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). За ними на космический рынок стали выходить крупные частные игроки. Например, Geespace, «дочка» автопроизводителя Geely, c 2022 г. разворачивает созвездие спутников для развития беспилотных технологий. К настоящему моменту доля молодых, полностью частных компаний в этой отрасли выросла до 80%.

Большинство клиентов частных космических компаний Китая – крупные корпорации и предприятия госсектора. При этом ни о какой конкуренции государства и частников речи не идет. Независимые игроки дополняют сервисную линейку государственных космических компаний услугами, которые те не предоставляют. Четверть коммерческих компаний производит спутники и их отдельные компоненты, 16% компаний оказывают пусковые услуги (включая строительство ракет-носителей под ключ), 28% компаний выступают операторами спутниковых группировок. И наконец, почти треть всех компаний специализируется на космических сервисах – аналитике данных ДЗЗ, телекоммуникациях, навигации и др.

C 2014 по 2023 г. объем частных инвестиций в космическую отрасль Китая составил, по разным оценкам, от $6,7 млрд до $8,2 млрд. Объем коммерческого космического рынка КНР в 2022 г., согласно местным исследованиям, достиг $100 млрд, и доходы государственных компаний в этой сумме составляют только треть. И хотя эта цифра кажется немного завышенной, факт того, что емкость китайского рынка космических продуктов и услуг чрезвычайно велика, сомнений не вызывает.

Независимых игроков частного космоса, как правило, финансируют китайские бизнес-ангелы и частные венчурные фонды. В «дочек» госучреждений инвестируют банки, университеты и госфонды. При этом четких свидетельств прямых государственных субсидий нет. Роль правительства главным образом сводится к формированию правил игры и политических сигналов инвесторам, госкомпаниям и региональным властям.

Частникам открыт доступ к государственным цепочкам поставок, стартовым площадкам и инфраструктуре госпредприятий. Власти занимаются продвижением использования технологий двойного назначения в гражданских отраслях и активно управляют производством спутников для масштабирования орбитальных сервисов. Государство поддерживает соинвестиции в частные проекты по линии госфондов, стимулирует конкуренцию среди поставщиков космических услуг и системных интеграторов для снижения цен.

Отдельное направление – поддержка экспорта космических технологий в страны, подключившиеся к инициативе «Один пояс – один путь». В феврале – марте 2023 г. в рамках сотрудничества с Египтом Китай запустил два спутника ДЗЗ – Horus-1 и Horus-2. Предполагается, что финальная сборка и испытания спутников проходили недалеко от Каира, в технопарке Space City. Таким образом, традиционная стратегия международных космических проектов Китая, ранее заключавшаяся в продаже спутников, наземной инфраструктуры и пусковых услуг под ключ, меняется на коммерциализацию технологического задела через трансферт технологий и ноу-хау.

Однако главную роль в финансировании коммерческого космоса играют не центральные, а региональные органы власти КНР – правительства провинций. Выдавая коммерческим компаниям земельные субсидии на строительство новых и использование уже готовых индустриальных парков, они стремятся привлечь наукоемкие технологии, человеческий капитал и тем самым ускорить свое экономическое развитие.

Несмотря на обострение технологического соперничества с США, на которое накладывается стагнация экономики (общий объем инвестиций в коммерческий космос Китая за 2023 г., по прогнозам, составит около половины от среднего показателя за последние четыре года), в среднесрочной перспективе рост рынков коммерческого космоса Китая, вероятно, продолжится. Способствовать этому должна совокупность факторов: от проведения политики импортозамещения и внедрения новых практик государственно-частного партнерства до развития инициативы «Один пояс – один путь».

Китайский опыт в силу различных, в том числе геополитических, причин может стать одним из базовых сценариев коммерциализации космической деятельности на российской почве. Китай доказал, что благодаря мобилизации финансовых и технологических ресурсов, а главное – достижению компромисса между государственными и частными интересами этот путь можно пройти меньше чем за одно десятилетие.