«Образы Испании»: представления и легенды об Иберии

В ГМИИ показывают «испанский миф» в творчестве российских художников

Проект «Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков» в ГМИИ необычно интерпретирует «испанскую тему» в творчестве Гончаровой, Коровина, Головина, Экстер. Живопись вступает в диалог с кино, графика дополняет театральные эскизы, а стереотипы превращаются в самобытные особенности. Это выставка-путешествие по зашифрованному в отечественных произведениях «иберийскому коду»

Россию и Испанию называли пограничными культурами: первая соседствует с Азией, вторая – с Африкой. Еще в XIX веке говорили: «Африка начинается за Пиренеями». Знойный, красочный мир пленял каждого путешественника, воспоминания о нем непроизвольно просачивались на эскизы, холсты, ткани и бумагу.

«Образы Испании. Русское искусство XIX–XXI веков» в ГМИИ – не просто рассказ о тореадорах, сеньорах, корриде и Дон Кихотах. Проект показывает Испанию глазами художников: у каждого она своя, пропущенная через российское мировоззрение. Константин Коровин поражался сходству наших менталитетов, Михаил Глинка сравнивал Испанию с Петербургом.

Экспозиция начинается иронично, со стихотворения Козьмы Пруткова «Желание быть испанцем», в котором собраны стереотипы о жителях солнечной страны. Рядом лубки XVIII века с мифологизированными представлениями об Испании как загадочном месте со странными обитателями. Здесь же портреты аристократов в «гишпанских» костюмах. Выделяется изображение сценографа Александра Головина в образе махо – городского щеголя в затейливой шляпе с пером. Вместе с Петром Кончаловским, Константином Коровиным, Наталией Гончаровой он представлен в разных залах экспозиции как герой-собеседник, рассказывающий о явных и скрытых смыслах испаноцентричного искусства – своего или вдохновленного им.

Второй зал выполнен ярко во всех смыслах: посетителей встречает «бар впечатлений» – за оборудованной стойкой, как в питейном заведении, можно посидеть и изучить расположенные на ней в мини-витринах открытки Головина из Испании, адресованные супруге Марии. Трогательные записи соседствуют с живописью на стенах: акварелями Василия Сурикова из Гренады, зарисовкой Кончаловского из кафешантана в Севилье. Рядом строгая архитектурная графика Романа Клейна из Толедо и Кордовы. Прием сопоставлений делает собирательный образ русского путешественника по солнечной стране искренним и приближенным к современности.

Впечатления от путешествий художники переносили на полотна: от плеяды колоритных аутентичных героев с эспаньолками, в мантильях, беретах и юбках с оборками не оторваться. «Испанка с веером» Гончаровой показывает, как на художницу повлияла ее с Михаилом Ларионовым поездка в Мадрид. Они работали над оформлением «Русских балетов» Дягилева, и там же Наталия нашла свою знаменитую гамму в авангардных картинах – смесь черного, белого, коричневого, рыжего.

Более реалистичен этюд «Испанка на балконе» Коровина. Он отсылает к знаменитому полотну мастера «Леонора и Ампара» и показывает, как художник добивался своих целей. В Испании мастер часто видел женщин, мило болтающих на балконе. Решив запечатлеть это, он попросил пару местных девушек позировать ему, постояв у окна. Модели не понимали, чего от них хотят, отказывались от денег, которые им предлагали. В итоге Коровин купил им новые башмаки и платки, все же уговорив на этюд.

Мощный испанский «театральный код» можно найти в эскизах декораций и костюмов. Статная дама в «Кармен» Головина для Мариинки, элегантные рыцари Петра Вильямса в вахтанговском «Дон Кихоте» соседствуют с авангардными образами Федора Федоровского и Александры Экстер. Герои последних словно существуют в собственном мифе, воплощая внутреннюю свободу, карнавал и кипящие страсти.

Нет Испании без Дон Кихота – этому архетипу посвящен целый зал: как по-разному интерпретируют образ чудаковатого рыцаря, так же многогранно показан он в ГМИИ. Это гротескное изображение Клавдия Степанова, нежная пастель Валентина Серова, строгий вариант от Кукрыниксов. На отдельной стене – серия с мельницами Константина Батынкова: это своеобразные химеры, с которыми боролся персонаж.

В ГМИИ показывают Испанию не только беззаботным местом, вдохновляющим на творчество. Многие работы отражают ее драматичную историю: гражданская война, эвакуация детей в СССР, Вторая мировая. Тревожные настроения, звеневшие в воздухе тогда, иллюстрирует «Испанская крестьянка» Головина на фоне грозового неба, экспрессивным жестом указывающая вдаль.

На контрасте – акварель «Дождь в оливковой роще» Юрия Петрова, иллюстратора, переводчика на гражданской войне. Между боями он изображал сослуживцев и крестьян, занимавшихся своей рутиной. В этой работе создается эффект 4D: в углу – человек на ослике под зонтом, а на бумаге – следы капель от осадков. Материал пошел «волной», когда мастер делал рисунок. Не менее трогательна в своей эфемерности хроника 1936 г., на которой испанцы эвакуируют детей во время гражданской войны. В отдельном зале показывается видео, которое Андрею Тарковскому подарил режиссер Анхель Гутьеррес. Он был одним из детей, эвакуированных в СССР. Позже Тарковский использовал кадры из этой записи в фильме «Зеркало».

Завершается проект мажорно-иронично – огромным панно «Салют, Испания!» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского. Эксплуатируя стереотипы, они показывают звезд, символизирующих страну. Глянцевое кичевое полотно – пазл-загадка, на котором можно отыскивать знакомые лица, параллельно рефлексируя об общности менталитетов русских и испанцев.

На выставке можно проследить, как менялось восприятие Испании у путешественников последние три века, прочувствовать их эмоции и узнать, в каких сферах они проявились. Экспонаты показывают вымышленную и реальную Испанию, позволяющую вынырнуть из серой осенней рутины.