Симптом «осени патриарха»

Чем глубже будет кризис популярности Джо Байдена, тем больше будет попыток спасти лицо

Явно задуманная как некое знаковое высказывание на злобу дня, но на практике довольно банальная статья Джо Байдена в The Washington Post появилась во вполне закономерный момент. Рейтинг американского лидера стремительно уходит в пике, недовольство избирателей экономической ситуацией усиливается, а соцопросы говорят об уверенном доминировании Дональда Трампа в предвыборной гонке.

На этом фоне, казалось бы, внешняя политика должна была стать спасительной соломинкой для 46-го президента США, который всегда гордился своим полувековым опытом участия в международных делах. Близкие к демпартии СМИ, включая, собственно, и The Washington Post, долго и последовательно создавали его администрации имидж сборной внешнеполитических виртуозов, возвращающей Вашингтону ведущую роль на мировой арене. Но последние события наглядно продемонстрировали, что все эти успехи являются эфемерными – и неудивительно, что за традиционным пафосом вершителя судеб в свежем байденовском тексте отчетливо проступает стремление оправдаться за череду провалов.

«Украинская» часть статьи традиционно состоит из клише, едва ли способных подействовать даже на сторонников президента, не говоря уже о республиканцах, занимающих все более критическую позицию по вопросу о поставках вооружений Киеву. Примечательно, что этому порядком утомившему как элиты, так и избирателей в США вопросу сам Байден в программной публикации уделяет крайне мало внимания, затрагивая его по касательной.

Другое дело – ситуация в секторе Газа, о которой американский лидер говорит подробно и увлеченно, пытаясь выставить стратегию Вашингтона в регионе объективной и сбалансированной. Любому беспристрастному читателю с первых же слов бросятся в глаза расхождения между декларируемыми идеалами США и практикой. Например, Байден пишет, что убит горем, видя гибель и страдания мирных жителей Палестины. Но одновременно с этим он обвиняет движение «Хамас» в строительстве тоннелей под больницами, школами, мечетями и жилыми домами. То есть, по сути, он оправдывает атаки на эти объекты, а это значит, что ему безразлична судьба мирных жителей.

При том что Байден старательно изображает американский курс нацеленным на всеобщее благо жителей Израиля и Палестины, предлагаемые им рецепты решения проблемы выглядят обтекаемыми и оторванными от реальности и очевидно предложены без надежды на воплощение в жизнь. Байден сознательно избегает конкретики, говоря о перспективах разрешения кризиса, да и в оценках текущих событий слишком подробно перечисляет преступления «Хамаса», уходя от прямого ответа о том, кто виновен в упоминаемых им страданиях мирных палестинцев. То, что происходит сегодня между Израилем и Палестиной, – дело рук самих США, ведь это они хотели, чтобы в секторе Газа прошли выборы, которые предсказуемо выиграли сторонники «Хамаса».

Если, например, Рональд Рейган мог позволить себе четыре десятилетия назад, во время ливанской войны, обрушиться с критикой на премьера Израиля Бегина, даже назвав действия ЦАХАЛ в Бейруте «холокостом» палестинских беженцев, то нынешний хозяин Белого дома, очевидно, боится прогневать многочисленных спонсоров демпартии, связанных с произраильским лобби. В то же время, осознавая, что теряет поддержку недовольных его пассивностью молодых однопартийцев, он призывает сограждан к миру и взаимопониманию, словно одними лозунгами можно остановить бушующую в американских городах и университетских кампусах «культурную войну», спровоцированную событиями в Газе.

Статья Байдена – явный признак «осени патриарха». Нынешний президент крайне непопулярен, большая часть населения не хотела бы его участия в выборах, и даже некоторые соратники начинают открыто говорить о необходимости сойти с дистанции и дать дорогу молодым. Чем глубже будет кризис его популярности, тем больше будет подобных попыток спасти лицо, на которые, правда, большинство американцев все реже обращают внимание.

Но даже если Байден, подобно, скажем, Линдону Джонсону, благородно передумает идти на второй срок, любому его преемнику придется искать решение многочисленных проблем, накопившихся за время нахождения у власти нынешней администрации. И разрубить каждый из унаследованных от нее гордиевых узлов будет крайне непросто даже изобретательным и искусным политикам, число которых в сегодняшней Америке весьма ограничено.