Российский антикварный салон: блестящее достояние

На экспозиции в Гостином дворе 250 галерей показывают шедевры музейного уровня

В Гостином дворе, где проходит Российский антикварный салон, уместились все сферы коллекционирования – антиквариат и ювелирные изделия соседствуют с поп-артом, предметами дизайна, ретро-автомобилями. Так российский салон повторяет аналогичную форму своих зарубежных собратьев – голландской ярмарки TEFAF и бельгийской BRAFA.

Несмотря на наметившийся в последнее время спад, в этом году на салоне чувствуется скрытый оптимизм: появились новые участники, вернулись некоторые старожилы, а эксперты отмечают «количественный и качественный подъем» представленных работ.

Интересный тренд – активное участие в смотре в этот раз принимают аукционные дома. Среди них – «Первые имена». В преддверии торгов на стенде представили любопытные предметы – панно «Сад душ» монументалиста Эрнста Неизвестного (стартовая цена – 4 млн руб.), а также картину Николая Пиманенко «Назюзюкался. Кутанул» (эстимейт – 9–18 млн руб.). Последняя участвовала в выставке передвижников и часто репродуцировалась на дореволюционных открытках. Вдохновленная реальными событиями, картина не морализирует, а с юмором отражает окружавший художника мир.

Пожалуй, самое необычное оформление стенда – у галереи «Л-Арт»: свою наиболее дорогую картину – полотно Роберта Фалька (оценивается в 40 млн руб.) здесь подвесили на стальной трос, она вращается вокруг своей оси от малейшего колебания ветра. Строго говоря, это две работы в одной: сначала это был портрет «Дама в шляпе» (1910) в серых тонах, написанный под впечатлением от работ Поля Сезанна и постимпрессионистов. Но перед поездкой в Италию Фальк с другой стороны добавил «Извержение вулкана Этна». Стремительно нарисованный пейзаж, местами напоминающий эскиз, выполнен в яркой и сочной палитре.

Рядом – монументальное величие древнего города в «Панораме Новгорода» Петра Кончаловского (за 30 млн руб.). Созданное в зрелый период творчества художника (в 1925 г.) полотно написано крупными экспрессивными мазками, которые создают напряженную атмосферу.

По настроению с ним сочетается сумеречный пейзаж Исаака Левитана «К вечеру» (1898–1899) галереи «Артодокс» (цена не разглашается). Он вдохновлен стихотворением Александра Пушкина «И вновь я посетил», впервые его показали на выставке передвижников. Уходящая вдаль тропинка на фоне темно-зеленого поля под серым предвечерним небом была написана по заказу Петра Кончаловского для издания юбилейного собрания сочинений поэта. Более светлая версия работы находится в музее А. С. Пушкина.

На стенде арт-клуба особенно выделяется «Ноктюрн» Константина Коровина (60–70 млн руб.). На работе 1922 г., написанной до отъезда мастера в Париж, изображена дама в интерьере комнаты на фоне ночного неба. Полотно было выбрано не случайно: тема этого салона – «Достояние нации». Под этим подразумевается квинтэссенция произведений искусства, которые сейчас есть на рынке.

По-своему интерпретируют «русскую» тему в галерее Suslov Fine Art. Центральное место на стенде – у яркого, с восточным колоритом, полотна «Открытие Суэцкого канала» Ивана Айвазовского (одно из самых дорогих на cалоне – оно оценивается в $1,5 млн). Написанное во время творческого расцвета мариниста, оно представляет собой вид с берега Нила, на котором караван грузят на судно для переправы. На горизонте – пирамиды Гизы. Необычный и редкий сюжет мастера, которым восхищался Уильям Тернер.

По ценности и яркости отделки с картиной соперничает массивное зеркало Гюстава Доре, принадлежавшее императрице Марии Федоровне (галерея «Византия»). Его купил по распоряжению венценосной дамы Алексей Боголюбов в 1892 г. В то время оно стоило 5000 франков, или 2000 руб. серебром (нынешняя стоимость не разглашается). Весивший 152 кг экспонат находился в гостиной Гатчинского дворца, где проходили приемы.

Представлен и взгляд иностранцев на Россию. Например, в масштабной «Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде» Георга-Эмманюэля Опица начала XIX века (салон «Грибоедовский»). Мастер, чьи работы есть в собрании Исторического музея, детально прописал национальные костюмы персонажей, их жесты, объединив несколько жанровых сцен на большом полотне. Размах и богатство знаменитой ярмарки, а также представленные на ней типажи произвели большое впечатление на Опица, бывшего странствующим художником.

За роскошь и блеск отвечает Ювелирная улица, которая на антикварном салоне этого года занимает уже две линии. Работы, представленные более чем 40 российскими мастерами, вдохновлены костюмированным балом в Зимнем дворце, архитектурой Захи Хадид, «Алисой в Зазеркалье». Витрины с жемчугом, изумрудами из Замбии – рядом с зелеными ониксами, розовыми кварцами и анодированным алюминием.

Российский антикварный салон интересно посетить не только коллекционерам или тем, кто планирует собирать искусство, но и ценителям прекрасного. После продажи некоторые экспонаты могут на долгое время пропасть из общего доступа.