Дом на краю земли

Сократит ли «Арктическая ипотека» отток населения с Крайнего Севера?

Премьер Михаил Мишустин 30 ноября подписал постановление правительства, которое распространяет действие программы «Дальневосточная ипотека» на арктическую зону России (АЗРФ). Людям, живущим в регионах арктической зоны, станут доступны кредиты по льготной ставке до 2% на строительство или покупку жилья. Архангельская область была одним из инициаторов такой меры поддержки. Есть уверенность, что она даст хороший эффект.

По статистике, с 1990 г. каждый третий житель покинул северные регионы. Только за последние 10 лет численность жителей АЗРФ уменьшилась примерно на 5%. Более 10% оттока населения происходит за счет выпускников школ и молодых семей. Казалось бы, картина безрадостная? Но есть и другие цифры: почти 25% вновь прибывших в Арктику составляют молодые люди в возрасте 24–29 лет. Многие возвращаются после обучения в ведущих вузах России. Приезжает к нам и амбициозная молодежь из других регионов. Потому что работы в Русской Арктике меньше не становится, и люди здесь очень нужны.

Но всегда хотелось бы, чтобы вернувшихся развивать свою малую родину специалистов было больше. И чтобы талантливые, амбициозные ребята из других регионов приезжали к нам активнее. Приезжали не просто за длинным рублем, а чтобы жить, создавать семьи, строить трудовые династии. А для этого важно создавать не только рабочие места, но и комфортные условия жизни для наших людей.

Поэтому, конечно, «Арктическая ипотека» под 2% позволит уменьшить отток населения, а также простимулирует межрегиональную мобильность. Ведь важно, чтобы люди могли, не теряя северный стаж, найти себя в другом регионе, где будет востребован их арктический опыт. Но люди должны и видеть перед собой перспективу, в первую очередь перспективу приобрести доступное и качественное жилье для своих семей обязательно вместе со всей сопутствующей социальной инфраструктурой. В XXI в. жить в ветхих «деревяшках» (проблему которых мы сейчас у себя успешно решаем) желающих уже не много. Нужно строить новое жилье, строить много и качественно.

Отмечу, что на текущий момент в среднем по арктической зоне прослеживается низкий процент сделок по покупке жилья в новостройках в кредит именно из-за дефицита нового предложения. Застройщикам приходится здесь иметь дело с экстремальными климатическими условиями, сложным рельефом и логистическими трудностями. Строить в Арктике дорого. Но даже это не главное. Зачастую строители не видят платежеспособный спрос, не верят в этот спрос, до тех пор пока не услышат четкого сигнала от власти, что строить в Арктике можно и нужно – и это выгодно.

Мы столкнулись с этим в Архангельской области. И на собственном опыте убедились, что огромная часть проблем с новым строительством была даже не в области экономики, а в области чистой психологии, определенного недоверия, неготовности застройщиков видеть перспективы спроса в регионе.

Первичным драйвером роста объемов строительства, который помог преодолеть это недоверие, стала программа расселения ветхого и аварийного жилья – тех самых «деревяшек». Область начала активно строить под гарантированные государством объемы выкупа. И вдруг выяснилось, что строить можно намного больше, что на новое жилье есть спрос и вне программы расселения. И это честный, рыночный спрос.

В итоге ни разу за последнюю пятилетку годовой объем ввода нового жилья в Архангельской области не опускался ниже 300 000 кв. м, а 2022 год стал рекордным: было введено более 460 000 кв. м. Это на порядок выше тех показателей, которые были раньше и про которые наши предшественники говорили: «Это потолок». Они заблуждались.

Уверен, что «Арктическая ипотека» помимо чисто экономического эффекта, выраженного в улучшении доступности нового и качественного жилья для граждан, даст еще и тот самый психологический эффект: покажет застройщикам, что государство заинтересовано в развитии арктических территорий, всерьез намерено поддерживать этот процесс, что ему не все равно.

Конечно, новое строительство во многих городах Крайнего Севера все так же значительно затруднено из-за высоких затрат, так как требования к зданиям в условиях вечной мерзлоты намного более жесткие. Даже в тех районах, где вечной мерзлоты нет, больших дополнительных трат требует утепление, дороже обходится прокладка коммуникаций. Одно дело – построить дом в средней полосе, и совсем другое – в арктической зоне, где зимой столбики термометров могут опускаться до 30–40, а то и 60 градусов ниже нуля.

Дорого обходится и доставка строительных материалов, в итоге их стоимость значительно отличается от общероссийских. Есть регионы, куда очень трудно доставить материалы в срок, особенно если это касается северного завоза, когда всю основную логистику необходимо уложить в короткую летнюю навигацию.

Это те объективные сложности, для преодоления которых после запуска «Арктической ипотеки» и ожидаемого в связи с этим роста темпов нового строительства потребуются отдельные шаги, специальные решения.

В частности, важно будет вслед за запуском «Арктической ипотеки» предусмотреть в соответствующих регионах создание собственных кластеров строительных материалов. Своего рода «хабы» ресурсов, необходимых для строительства, смогут снабжать регионы Севера всем нужным в любое время года. Это создаст дополнительные рабочие места, позволит мультиплицировать эффект от развития нового строительства для региональных экономик. Ну и, конечно, девелоперам это поможет смелее заходить в арктические регионы и развивать строительство нового комфортного жилья на Крайнем Севере. Спрос на него есть.