«Крецул»: 1 + 1

В прокат вышел фильм о незрячем спортсмене Олеге Крецуле

Молдова второй половины 1990-х гг. Виталий (Сергей Волков – «Аврора») нигде не работает, без особого успеха занимается дзюдо и с преданным обожанием смотрит на своего друга Олега (Никита Волков – «Цыпленок жареный», «Трудные подростки»), чья спортивная карьера развивается куда более удачно. Олег только что вернулся с чемпионата Европы с медалью, и, как говорит его тренер (Ион Мокану – «Заяц над бездной»), подняв бокал на шумной Олеговой свадьбе, это, несомненно, лишь начало большого пути. Но сразу после свадьбы Олег попадает в автоаварию, его жена гибнет, а сам он теряет зрение. Чтобы поддержать в друге волю к жизни, Виталий начинает готовить его к участию в паралимпийских состязаниях.

В основе фильма лежит реальная история. Олег Крецул – чемпион Паралимпийских игр 2008 г., многократный призер чемпионатов мира и Европы. Виталий Глигор – его товарищ, тренер и соавтор сценария фильма, написанного вместе с режиссером-дебютантом Александрой Лихачевой. Коммерческий кинематограф обожает такие сюжеты, и при иных обстоятельствах мы, вероятно, получили бы бравурный байопик – с изнурительными тренировками, вдохновляющими речами и катарсической финальной сценой победы на каких-нибудь очень важных соревнованиях.

Выпускница мастерской Алексея Учителя, Лихачева в своем тихом, начисто лишенном героического пафоса кино отказывается от клише спортивного байопика, предпочитая иные источники вдохновения. Подходом к материалу ее работа напоминает поэтику Беннетта Миллера, который в «Охотнике на лис» и особенно в «Человеке, который изменил все» радикально деконструировал жанр спортивной драмы. Манерой рассказа – реализм «новой румынской волны», откуда в «Крецула» пришел и оператор Мариус Пандуру, снимавший «12:08 к востоку от Бухареста» и «Полицейский, имя прилагательное».

/ НМГ Студия

Вопреки названию это кино не столько о чемпионе Олеге Крецуле и его жизни, сколько о невыносимо тесной связи, которая возникает между героями. Олег и Виталий, к взаимному неудовольствию, постепенно превращаются в подобие единого организма, с чем связан основной, хоть и молчаливый драматургический конфликт фильма. И если незрячему Олегу остается лишь покорно принимать такое положение вещей – без помощи друга он даже из комнаты выйти не может, – то у Виталия ситуация иная. Его путь – путь полного самоотречения: он отказывается от планов уехать в Германию, покидает родной дом и добровольно редуцирует себя до состояния безликого оруженосца при своем не слишком щедром на проявления благодарности господине-товарище.

Что движет им в его подвиге – дружеская преданность, чувство долга? Или – почему бы нет – надежда въехать на крепких плечах Олега в мир большого спорта? Вряд ли он сам знает ответ на этот вопрос, но режиссер, насколько это возможно, желает разобраться: именно Виталий находится в центре повествования и именно с его точки зрения показаны события.

Не выпускающая героев из виду камера ведет себя как живой человек: ходит за ними, смотря им в затылки, сидит с ними за обеденным столом, в упор разглядывая их лица. Зайдя с Виталием домой, не идет вслед за ним на кухню, а топчется в прихожей, словно чересчур скромный визитер. Или, когда герои приходят к матери погибшей жены Олега, вовсе остается за дверью подпирать стенку в подъезде, понимая, что убитым горем людям не до нее сейчас. Все это создает настолько мощный эффект непосредственного присутствия, что невольно начинаешь ощущать себя непрошеным свидетелем чужой истории.

/ НМГ Студия

«Расскажи, что ты видишь, ну правда», – просит Олег, когда они с Виталием вечером идут по одной из центральных улиц Вильнюса. Виталий не рассказывает. Не рассказывает этого зрителю и режиссер: уличный фон дан в намеренном расфокусе, чтобы ничто не отвлекало внимания от лиц главных героев. Жизненные обстоятельства, тренировки, окружение, даже этапы спортивной биографии Олега – все это остается преимущественно за рамками кадра и повествования. Точнее, чем дальше, тем сильнее вытесняется в область намеренно размытого сюжетного фона, пока в фокусе окончательно не останутся лишь двое и тот маленький космос, что сформировался между этими намертво связанными людьми.

Снимая через дверные проемы и в маленьких замкнутых пространствах, оператор Пандуру делает осязаемой тесноту, в которую, как в тюремную камеру, помещены оба героя, запредельно близко друг к другу проживающие свои жизни. Порознь они показаны лишь однажды – в демонстративно открывающей картину сцене-флешфорварде: сидят такие, будто поссорились, на разных скамейках и каждый сам по себе. Но позднее, когда фильм вернется к этому эпизоду и покажет его предысторию, станет очевидным, что свобода героев друг от друга была лишь игрой – временной передышкой, которую позволили себе обе половинки уже безнадежно единого организма.

Но самый невероятный финт ожидает нас в конце, где Лихачева демонстрирует документальные кадры с настоящими Олегом Крецулом и Виталием Глигором и сопровождает это дело титрами, перечисляющими их спортивные достижения. Оказывается, все это время фильм и впрямь был жизнеутверждающим байопиком. Просто режиссер шла к своей цели неожиданным маршрутом: погружая зрителя не в героические будни незрячего спортсмена, а в тесноту, которая здесь из дискомфортного ощущения постепенно превращается в способ выживания двух людей во всегда холодном и слишком огромном мире. И когда – уже на финальных титрах – это становится понятно, делается возможным и обязательный для жанра катарсис.