«Под знаком Зодиака»: сокровища в драгоценной шкатулке

В Историческом музее открылась выставка про знаки Зодиака, астрологию и мифы

Экспозиция из собрания Государственного исторического музея (ГИМ), объединяющая мифы и реальность, расположилась в двухзальном Кабинете председателя. Его называют еще «драгоценной шкатулкой» из-за компактности и традиции проводить здесь значимые проекты. При входе зрители сразу могут увидеть пуп Земли – в уникальном памятнике «Христианская топография Козьмы Индикоплова», или Палея толковая.

Ее автор, византийский купец Индикоплов, в VI веке побывал на Синае, в Эфиопии, Аравии, Персии, на Шри-Ланке и написал трактат, обобщив опыт своих путешествий. Теперь современный зритель может узнать, как в древнем и средневековом мире понимали географию и космологию. Индикоплов утверждал, что Земля плоская, а теория о ее шарообразной форме – обман язычников. Содержатся в манускрипте географические и этнографические данные, «морская география», легенды, гипотезы о возникновении землетрясений, движении Солнца, существовании антиподов, гибели Атлантиды, происхождении письменности. «Христианская топография» была авторитетной книгой, она повлияла на христианское мировоззрение древнерусского общества.

Изображение круга, по которому движется Солнце, было введено в обиход астрономами Древнего Вавилона четыре тысячелетия назад. А термин «Зодиак», который происходит от греческого слова, означающего «круг из животных», – в античные времена. В России знаки Зодиака и гороскопы были популярны уже при Петре I – издавались месяцесловы, печатные календари с данными о них.

В одной из витрин на выставке – оцифрованная рукопись XVII века, которая, как следует из надписи на обложке, служила «для увеселения публики». К трактовке знаков относились серьезно и при этом насмешливо, но никто не преуменьшал влияния планет и созвездий. Не просто так Санкт-Петербург был основан 27 мая – это день рождения Петра I, он создал город под знаком Близнецов. А в основе плана Москвы – кольца с 12 радиусами, тоже отсылающие к Зодиаку.

Другой экспонат – «Брюсов календарь» XVII века (по имени графа – сподвижника Петра I), который был очень популярен до начала XIX века. Он был практически вечным – составлен более чем на 200 лет. Кроме церковного и гражданского календарей, в нем есть данные об истории, сельском хозяйстве, астрологии с примесью магии, теологии. Его читали помещики, ремесленники, купцы, сельское духовенство, по нему вычисляли, когда лучше стричься, лечиться, заниматься торговлей.

Удивительные средневековые манускрипты на выставке погружают в мир символов. Артефакт, который показывают публике очень редко, – Изборник Святослава 1073 г., один из первых образцов древнерусской письменности. Он открыт на листах с текстом о календарных системах с миниатюрами астральных символов. Изборник – энциклопедия того времени, в нем отображены главные вопросы христианской культуры. Рукопись свидетельствует о высокой книжной культуре Древней Руси, написана на пергаменте и украшена искусными фронтисписами (рисунок на развороте с титулом на четной полосе).

«Недавно мы отмечали его 950-летие: дни рождения бывают даже у книг. Изборник выставят на время: ему требуются особые условия хранения, позже оригинал заменят на факсимильное издание», – рассказала «Ведомостям» куратор выставки Людмила Дементьева.

По уникальности с Изборником соперничает Часовник XV века: он был заказан в долине Луары (в нем много упоминаний святых Тура, Буржа, Анже) у мастера миссалов (богослужебные книги римско-католической церкви) Делла Ровере. Его отличительный стиль – смешение художественных и иконографических методов турской школы и нидерландского искусства.

На 24 миниатюрах – занятия на каждый месяц и соответствующие им знаки Зодиака. Стоимость таких искусно выполненных книг могла равняться цене за каменный дом в средневековом городе.

Не менее драгоценный во всех смыслах экспонат – Бревиарий (литургическая книга, служебник из отрывков из Библии, псалмов, молитв). Он дополнен 24 миниатюрами, крупные и мелкие инициалы и украшения (дролери) выполнены темперой, накладным золотом и филигранным орнаментом.

Второй зал выставки разделен на несколько витрин, посвященных 12 зодиакальным знакам и созвездиям. В них выставлены бытовые предметы – на примере декоративно-прикладного искусства становится понятно, как прочно астральные изображения и символика вошли в повседневность. А в центре зала – витрина с украшениями, монетами с изображениями знаков. Самый древний предмет здесь относят ко второй половине V века до нашей эры. Маленькая монета гемиобол с изображением Скорпиона происходит из Карии – так в древности называли район современного Бодрума в Турции. Правитель региона был рожден под этим знаком, такие монеты использовали для оплаты.

Скорпион присутствует и на массивном сундуке «Времена года» – немного наивная композиция была популярна в XVIII веке. В центре изображено солнце, по углам – четыре времени года, символы стихий, между ними расположились знаки Зодиака. Сундук становится своеобразным бестиарием – Скорпион запечатлен с раздвоенным кончиком хвоста и побегом с имитацией шипов. Автор явно никогда не видел этого паукообразного, знал только о его особенностях.

Выставка в ГИМе на примере экспонатов из Древней Греции, петровского времени, современности показывает традиции мастеров разных эпох, заставляет задуматься о том, как интерпретировали астральные символы в разное время и почему знаки Зодиака так актуальны.