Осенний марафон

Ритм жизни депутатов серьезно изменился: скоро им будет не до проходных инициатив

Госдума на минувшей неделе закрыла осеннюю сессию, итоги которой по традиции подводят (и спикер Вячеслав Володин тоже) в цифрах. За 87 дней думцы успели провести 35 заседаний, а принять – почти 200 законов.

Осенняя сессия стала весьма неровной с точки зрения графика депутатов. Обычно они работают по схеме «3 + 1»: проводят три недели в Москве, затем неделю посвящают поездкам в избирательные округа. В этот раз на Охотном Ряду с октября по ноябрь шла работа над бюджетом. Его впервые в электронном виде внесло правительство, оно же подготовило и значительную часть поправок ко второму чтению.

Но на долю депутатов пришелся шестинедельный марафон из 18 пленарных заседаний, парламентских слушаний по вопросам малого и среднего бизнеса, а также проведение международной парламентской конференции «Россия – Латинская Америка». Для поездок в регионы депутатам нередко приходилось выкраивать время в выходные и праздничные дни, а приемы граждан все чаще проводить онлайн.

В декабре из-за уплотненного к президентской кампании графика парламент то заседал по пять часов подряд, то форсировал рассмотрение 40 законопроектов в третьем и втором чтениях всего за два часа, поскольку нужно было успеть до начала прямой линии Владимира Путина. К экранам депутаты коллективно стремились впервые: фракция единороссов организовала совместный просмотр трансляции.

Концовка сессии и вовсе получилась внезапной – заключительное заседание переместилось с 21-го на 15 декабря. Объясняется это как графиком партийных съездов, так и парламентской дипломатией. В течение следующей неделе пройдет Парламентское собрание Союза России и Белоруссии, Парламентская ассамблея ОДКБ.

Пройдет в эту неделю и заседание Совета законодателей (традиционно его организуют в Санкт-Петербурге). Но основные «парламентские» итоги года уже были подведены на завершающем заседании и состоявшейся вечером встрече руководителей фракции с Путиным. Главной новостью на ней было сообщение спикера Госдумы Володина, что принятие 62 законов позволило уже завершить вхождение новых регионов в правовое поле РФ.

Для работы в таком режиме многое пришлось менять в механике работы самой нижней палаты парламента. К примеру, Совет Госдумы без поправок в регламент в начале сессии утвердил ускоренный порядок рассмотрения на пленарном заседании законопроектов, рекомендуемых профильным комитетом к отклонению. Доклад от авторов законопроекта стал занимать по времени до 5 минут, содоклад от комитета – до 3 минут, после чего вопрос сразу ставился на голосование. Раньше после докладчиков могли следовать множественные вопросы из зала, а затем выступления от фракций: дискуссия могла растянуться и на час.

По новому порядку на один проект отводится не более 10 минут при условии, что фракция согласна сэкономить общее время депутатов. Обычно фракции не отказывают. Такой экспресс-подход принес свои плоды: в думском законотворческом портфеле впервые за многие годы осталось меньше тысячи нерассмотренных инициатив. Стратегически это приближает российский парламент к ситуации, когда у комитетов будет больше времени на обсуждение юридически значимых инициатив и меньше сил и внимания тратиться на проекты, которые заведомо обречены на отклонение.

Такие поправки вполне соответствуют логике нынешнего руководства Госдумы. Глобальных законодательных преобразований в связи со сформированностью правового поля (в стране действует более 10 500 федеральных законов) будет все меньше. Из принятых в 2023 г. 700 законов более 80% носили поправочный характер, и только некоторые – например, законы о цифровом рубле, о цифровых финансовых активах, новая редакция закона о занятости – содержали концептуальные правовые новеллы.

Зато времени на парламентскую дипломатию и политику больше. Достаточно вспомнить о трехдневном визите большой делегации Госдумы в Китай или прецедент лишения депутатских мандатов за прогулы представителей ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» – Василия Власова и Вадима Белоусова. Вакантный мандат последнего так и не был перераспределен, поскольку претендента на думское кресло Олесю Редькину в конце ноября отправили в СИЗО.

Событием из внутренней думской кухни стало переименование комитета по вопросам семьи, женщин и детей в комитет по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства. Впервые за 30 лет в названии комитета появилось упоминание «отцовства». Правда, в семейном комитете за всех мужчин отдувается только один депутат – Виталий Милонов. Инициатором изменений как нового ритма жизни Госдумы стал Володин.