Зачем регионам демонстрировать свои достижения в Москве?

Они воспользовались возможностью для борьбы со стереотипами

В январе завершается первый, региональный этап выставки «Россия». За эти полтора с небольшим месяца форум дважды посетил президент и больше 3 млн других гостей. Но что – если посмотреть через призму прагматики и политических технологий, интересов федерального центра и самих регионов-участников – он дает регионам? Здесь можно выделить несколько компонентов.

Элитный. Со стороны центра напрашивается оценка качества демонстрации организационных и креативных возможностей регионами. Как будет в итоге – вопрос к организаторам. Но то, что будет, несомненно. Прямых политических последствий для глав регионов эта оценка не создаст, но на отношение к ним повлияет. Слишком большое внимание к выставке на самом высоком уровне. Путин не зря приглашает ее посетить.

Федеральная власть заинтересована в предъявлении масштабных достижений последних лет и подчеркивании чувства гордости как за страну, так и за «малую родину». От того, как поданы эти достижения и как формируется эта региональная гордость, будет зависеть отношение если не к самим субъектам Федерации, то уж точно к их главам и их командам.

Региональный. Выставка – площадка для своеобразного регионального бенчмаркинга. Такая работа проходит на разного рода форумах, но впервые возможности для нее сформированы сразу для всех субъектов в едином выставочном пространстве. Определялись ли организаторами какие-то показатели, по которым можно сравнивать павильоны регионов? Возможно. Но то, что такое сравнение стихийно происходит, видно и слышно на самой выставке.

Конечно, не все регионы можно сравнивать – слишком разные потенциалы и возможности. Но, по крайней мере, можно сравнить, насколько серьезно они подошли к созданию представлений о себе. Напрашивается и анализ по поводу готовности использовать удачный опыт друг друга. Но это явно не конъюнктурный результат первого этапа.

Наконец, массовый. В этой части появляется сравнение с новым форматом рекламной кампании регионов, который не присутствовал в повестке ранее. В условиях ставки на развитие внутреннего туризма приходится находить способы выделиться, продемонстрировать особую конкурентоспособность для потенциальных приезжих, показать привлекательные региональные бренды. Как сейчас принято говорить, усилить репутационный капитал.

Все это долгосрочные процессы. Что же касается первых имиджевых результатов, то можно отметить, что ряду регионов удалось избавиться от сложившихся десятилетиями стереотипов, удачно обыграть собственный колорит и даже создать новые имиджевые «фишки». Можно использовать и оптику смыслов. Тут уже виден существенный результат. Организаторы выставки сумели на российском примере продемонстрировать «эффект глокализации», который считается одним из трендов в развитии территорий.

В отличие от глобализации, которая стирает границы и вводит унифицированные правила, шаблонируя все что можно под единые стандарты, глокализация при общем направлении движения развивает многообразие идей и практик. Культивирует взаимодополнение и взаимопроникновение без конфликтов и столкновений. Например, стенды Крыма и Краснодарского края в 75-м павильоне соединены Крымским мостом.

Теперь регионам придется конвертировать достижения этого этапа выставки в новые проекты для граждан, новые совместные программы, в том числе и с бизнесом, и новые идеи для федерального центра.