Себя показать

Вузы России пока неохотно рассказывают о себе иностранцам, что снижает возможности образовательного обмена

С учетом внешнеполитической обстановки перед Россией стоит задача развивать военно-политические, торгово-экономические и культурные связи с дружественными странами. Едва ли не лучший способ распространить свою «мягкую силу» – это дать образование в российских вузах студентам из Азии, Африки, с Ближнего Востока и из Латинской Америки.

И действительно, из всех стран дальнего зарубежья Китай и Индия – на первом и втором местах по количеству студентов в России. Но это количество остается ограниченным и не вполне соответствует тому уровню отношений, который сложился у России с этими государствами. Граждан Китая в наших вузах сейчас около 40 000, еще порядка 19 000 юношей и девушек приехали из Индии. Сравним с аналогичной статистикой в США: около 300 000 китайцев и 200 000 индийцев.

Имидж российского образования в указанных странах сформирован не в полной мере, необходимы системные усилия по укреплению репутации, включающие серьезную работу по распространению информации о возможностях вузов.

Российский совет по международным делам (РСМД) провел исследование присутствия российских университетов в зарубежном интернет-пространстве. В частности, был проведен опрос среди 3231 китайского и 1498 индийских студентов разных ступеней образования, обучающихся в различных регионах России. Среди поставленных задач было определение тех факторов, на которые иностранные студенты обращают особое внимание при выборе вуза и в процессе поступления и которые, следовательно, должны быть так или иначе использованы в стратегиях международного позиционирования и продвижения вузов.

В основном китайские и индийские студенты узнали о российском университете, в котором обучаются на данный момент, от своих знакомых, друзей и родственников (по 43% для каждой страны, см. график). Сайт вуза и его аккаунты в социальных сетях стали источником информации лишь для 5,7% китайских студентов. В Индии ситуация лучше, но и здесь цифровые усилия вузов не играют решающей роли: 26,7%. И для китайских, и для индийских студентов из внешних источников наименьшую роль сыграл сайт «Русского дома» (1,24 и 2,76% соответственно).

Это говорит о том, что сами российские вузы в очень незначительной мере представлены в цифровом пространстве Китая и Индии.

Неожиданным результатом исследования стала значительная доля тех иностранных студентов (особенно в случае Индии), которые установили связь с университетом посредством специализированных агентств. Важно, что значительная доля иностранных студентов, которые прибегали к услугам таких посредников, транслировала откровенно негативный опыт взаимодействия с ними: услуги агентств дороги (при их низком качестве), абитуриентам порой предоставляют недостоверную информацию о российских вузах и т. д.

Какие факторы играют роль при поступлении в российский вуз? Для большинства опрошенных из Индии: в каком регионе расположен вуз (44%), есть ли в нем та или иная конкретная образовательная программа (40%), находится ли стоимость образования и проживания на доступном уровне (39%), хорошо ли развита научно-исследовательская инфраструктура (37%), предоставляет ли университет доступ к онлайн-курсам (36%), бурлит ли здесь активная социальная жизнь (35%).

Китайские студенты, в свою очередь, наибольшее значение придают доступной стоимости образования и проживания (50%), наличию конкретной образовательной программы (46%), возможности успешного трудоустройства после окончания вуза (45%), подробной информации о порядке подготовки необходимых документов (43%), хорошо развитой научно-исследовательской инфраструктуре (42%), позиции университета в мировых рейтингах (41%), предоставляет ли университет доступ к онлайн-курсам (40%).

Следовательно, именно об этом российские вузы должны рассказывать в публичном пространстве. При этом исследование РСМД показывает не самую радужную в этом отношении картину. Аналитики совета изучили англоязычные сайты 69 ведущих образовательных институций страны, в список вошли федеральные и национальные исследовательские вузы, университеты – участники проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», а также университеты, имеющие серьезную международную составляющую в своей деятельности.

В среднем информация об образовательных программах заполнена ведущими российскими вузами всего на 40%, сведения об учебных курсах размещают всего 28% университетов, презентационные материалы – 40%, данные о профессорско-преподавательском составе – 11%. 16% университетов ничего не рассказывают о порядке подготовки необходимых для поступления документов, информация о стоимости обучения отсутствует у 25%, о возможных источниках финансирования обучения – у 35% вузов.

Вопросам трудоустройства студентов и выпускников российские университеты традиционно уделяют наименьшее внимание: соответствующий раздел заполнен в среднем всего на 15%. Также не в полной мере представлена информация о результатах научной деятельности университета и научно-исследовательской инфраструктуре. Степень заполнения соответствующего раздела – в среднем менее 50%. Больше половины ведущих российских вузов (56%) не предоставляют детализированные контакты кураторов конкретных образовательных программ. И только 4% вузов ведут нацеленную на иностранцев группу в социальных сетях по вопросам поступления.

Общие для индийских и китайских студентов проблемы показывают, что российские университеты не придают должного значения распространению информации о себе. И это упущение пора исправить. Вузам следует развивать англоязычные сайты и аккаунты в социальных сетях. Крайне важно использовать не только внутренние, но и внешние ресурсы, поскольку они востребованы среди зарубежных целевых аудиторий. Традиционные централизованные каналы, прежде всего национальные агрегированные порталы (например, Study in Russia и Education in Russia), играют свою роль, но их недостаточно. Нужно использовать каналы СМИ и электронные ресурсы российских представительств за рубежом, расширять присутствие на зарубежных агрегированных порталах о международном образовании и зарубежных платформах онлайн-курсов.

Если мы хотим, чтобы российское высшее образование решало задачи по укреплению позиций и авторитета страны на международной арене, созданию благоприятных внешних условий для долгосрочного социально-экономического развития, важно системное продвижение российского образования на малознакомых и новых рынках. В текущей реальности невозможно сделать это без использования цифровых инструментов.