«Сокрытая история»: серебро Нарышкиных и сокровища Золотой Орды

В Историческом музее открылась выставка, рассказывающая о переломных эпохах

Государственный исторический музей (ГИМ) участвует в постоянных археологических экспедициях и часто организует экспозиции с находками из раскопок. Но клады находят и случайно, когда ищут что-то другое, или во время ремонта коммуникаций или реставрации зданий. Именно сокровищам из тайников посвящена новая выставка «Клады. Сокрытая история» в ГИМе. Здесь собраны предметы II тысячелетия до н. э., эпохи нашествия Батыя, Смутного времени, революции 1917 г. и Гражданской войны 1918–1922 гг. Сейчас кажется странным, что в кубышки прятали каменные топоры или серпы, железные доспехи, документы, а не только монеты и украшения.

«Очень интересны клады переломных эпох. Они рассказывают, какие глобальные внутренние катастрофы пережило государство, раз в тайники прятали не только сокровища, а личные предметы, утварь», – рассказал «Ведомостям» куратор Игорь Кураев.

Клады не просто погружают в определенную историческую эпоху. Они показывают, как жили, чем интересовались люди. Традиционными считаются находки эпохи бронзы или Древней Руси. Но настоящим открытием на выставке становятся клады революции. Они редки, не всегда попадали в коллекции музеев или открытый доступ, специалисты мало их изучали. Интересны не только драгоценности в кладах, но и как их обнаружили.

Впервые в Москве показано фамильное серебро дворян Нарышкиных из одноименного клада, найденного в 2012 г. во время реставрации особняка Трубецких-Нарышкиных. Это самый крупный в отечественной истории клад, за его находкой скрывается почти детективная история. Полицейский, патрулировавший ночью район, обратил внимание на мужчин, выносивших мешки из здания. Он подошел к рабочим, которые бросили ношу и разбежались. Открыв мешки, он обнаружил артефакты из серебра с позолотой и инкрустацией – монеты, столовое серебро, ордена, документы, личные бумаги. Всего клад, который пытались украсть, состоял из 2200 предметов и весил 412 кг. Сокровища хранились на антресолях, их бережно завернули в газеты 1917 г. и тряпки с уксусом, который не дал серебру окислиться, поэтому драгоценные предметы сохранились в первозданном виде. Тогдашние владельцы Наталья Нарышкина и ее супруг Сергей Сомов спрятали вещи перед эмиграцией, рассчитывая вернуться. Но этого не случилось – они так и остались во Франции.

Совершенно случайно простой слесарь нашел «клад Успенского» – тот больше полувека хранился в неприметном шкафу. Виктор Успенский – известный врач, эсер, депутат второй Государственной думы – жил на Малой Бронной. Из его квартиры сделали коммуналку, в одной из комнат которой жил слесарь. Получив собственное жилье на окраине города, мужчина при выселении забрал бесхозный шкаф, который следующие 10 лет стоял на балконе. Однажды, решив разобрать шкаф на полки, слесарь обнаружил в нем двойное дно. Там были спрятаны документы Успенского, удостоверение депутата Госдумы, облигации, пистолет «Браунинг» с патронами и эсеровский листок 1918 г. о том, как чехословацкие добровольцы отбили у большевиков Казань.

Другая неожиданная находка – клад с древней посудой эпохи Золотой Орды. Его археологи обнаружили в 1984 г. в Кремле, проводя поиски библиотеки Ивана Грозного в цокольном этаже Благовещенского собора. Легендарное хранилище фолиантов не нашли, но древняя утварь не менее уникальна.

Зачастую клады путешествуют не по своей воле и не совсем легально. В 1842 г. при строительстве новой Десятинной церкви в Киеве рядом с руинами храма X в. нашли уникальный клад из золотых, серебряных сосудов и редких украшений. Два мешка артефактов XII в. были спрятаны в апсиде старой церкви. Большая часть клада «разошлась по рукам». Сейчас предметы из него есть в коллекциях Британского музея, Метрополитена в Нью-Йорке. Установить, как они попали в то или иное собрание, не всегда возможно. Известно лишь, что несколько сокровищ выкупил граф Алексей Уваров и передал в ГИМ. Среди них два колта (женское украшение, крепящееся к головному убору) и рясна (подвеска из бляшек-медальонов). Они выполнены из золота, украшены в технике перегородчатой эмали опытными ювелирами XII в.

Бывает, что в кладах оказываются не только локальные предметы. Вещи-путешественники были, к примеру, в тайнике времен Московского царства на Варварке. Это ложечка и кубки западноевропейской работы. А в другом, Коломенском тайнике были обнаружены испанские монеты, прибывшие в Москву в XVII в. Вероятно, их намеревались переплавить, ведь Россия до XVIII в. не располагала своими серебряными рудниками. Самый впечатляющий клад – с польской плотой, медной монетой весом 14 кг. Он состоял из 15 штук таких денег второй половины XVII в., найденных при работах в фарватере Рижского залива при впадении Западной Двины.

Ну а древнейший на выставке – Бородинский (или Бессарабский) клад нашли в 1912 г. около одноименного села в районе Одессы. Предполагают, что вещи принадлежали элитному воину царского рода. Около 17 предметов из серебра, бронзы относятся к разным культурам. Копья могли быть отлиты на Урале, топоры из серпентина – сделаны в степях Причерноморья. Орнаменты на булавке и кинжале типичны для эгейской цивилизации, микенской культуры, а нефрит и вовсе неизвестного происхождения. Такие предметы находили в Венгрии, Чехии, на Северном Кавказе, в степях Центральной России.

Проект раскрывает тайны, которые древние артефакты хранили веками, и намекает, что у сокровищ еще много секретов. Их можно попытаться разгадать, а заодно подумать, какие современные вещи достойны того, чтобы оказаться в тайнике.

Выставка будет открыта до 29 июля