Германия на краю

Когда бунтуют фермеры, это часто означает, что страну ждут нелегкие времена

По сравнению с Францией, которая славится регулярными и порой весьма изобретательными протестами своих фермеров, на другом берегу Рейна подобного рода выступления – редкость. Должно пройти немало времени, прежде чем немцы решатся выйти на улицы. Но в наши дни все более широкие слои общества в Германии готовы к решительным действиям. Градус негодования вырос до нового уровня.

Причин для недовольства множество. И это не только высокие налоги, инфляция или очередное усиление бюрократического давления во имя спасения планеты (немцы – настоящие чемпионы по масштабам бюрократии, внедряемой под предлогом борьбы с изменением климата). На фоне всех тех многочисленных социально-экономических проблем, с которыми столкнулась Германия, трехпартийное коалиционное правительство канцлера Олафа Шольца критикуют со всех сторон, и, по данным соцопросов, сегодня оно пользуется доверием менее чем у 20% немцев. Однако тех, кто выступает против правительства, автоматически записывают в экстремисты.

Середина января в Германии ознаменовалась массовыми протестными акциями фермеров по всей стране. Главные магистрали страны оказались перекрыты тракторами; к протестующим присоединились железнодорожники и водители-дальнобойщики. Да, фермеры составляют всего лишь около 5% населения, что ничтожно мало с точки зрения их электорального значения. Но многие сограждане встречали протестующих на зимних улицах настоящими овациями, подтверждая тем самым справедливость их требований.

Зато правительственные чиновники и СМИ с первого же дня стали обвинять фермеров в том, что их действия играют на руку правым. Партия «Альтернатива для Германии» (АдГ) возникла весной 2013 г. как объединение экономистов, выступивших с критикой макроэкономического курса ЕС. После череды смен руководства партии и радикализации ее риторики АдГ превратилась в самую популярную на сегодняшний день политическую партию страны, которая в некоторых регионах набирает по 40 и более процентов голосов избирателей. Сейчас все чаще раздаются призывы объявить ее вне закона во имя борьбы с политическим экстремизмом.

Той же краской пытаются замазать фермерское движение: в проправительственных СМИ звучат предупреждения, что в это движение могут проникнуть или якобы уже просочились правые радикалы. Цель этой пропаганды – лишить фермеров народной поддержки. Фермерам даже грозят уголовным преследованием за то, что пару недель назад несколько сотен протестующих не позволили вице-канцлеру Роберту Хабеку сойти с парома на берег, когда тот возвращался из отпуска. При этом политики и судебная система демонстрируют полную беспомощность и бессилие, когда речь заходит о необходимости принять меры против экоактивистов, которые в рамках своих климатических акций мешают сотням работников попасть на работу.

За пределами СМИ подобные нападки на фермеров не находят ожидаемой поддержки у граждан. Похоже, что обвинения в правом экстремизме оказывают на значительную часть населения тем меньшее воздействие, чем чаще они повторяются. История показывает, что крестьянские бунты часто приводили к настоящим революциям. Сегодняшние немецкие фермеры на жирных госдотациях, разумеется, не чета земледельцам XVI в. – соратникам Томаса Мюнцера в Крестьянской войне 1524–1525 гг. Но так или иначе, революционные настроения, похоже, на подъеме.

Как бы в ответ на неделю выступлений фермеров, реальные политические цели которых остаются не до конца ясными, прошедшие выходные были отмечены протестами иного рода. По призыву правящей Социал-демократической партии и «Зеленых» тысячи людей под лозунгами «Защитим демократию!» вышли на демонстрации против перспективы прихода к власти в Германии крайне правых сил. Основанием для этого стали сообщения об активизации контактов между бизнесменами и политиками правого толка, включая представителей крайне консервативных сил внутри авторитетного Христианско-демократического союза, политические позиции которого в эпоху Ангелы Меркель заметно сместились из центра влево. Между тем на периферии политического спектра в Германии возникают новые партии, причем как правого, так и левого толка. Что это – повторение истории с Веймарской республикой 1918–1933 гг., которую разорвали изнутри политические противоречия?

Германия превращается в страну, где еженедельные акции протеста становятся обыденным явлением. Сплоченность общества под угрозой. Ни одна из нынешних проблем страны не образовалась в последний год; им предшествовала целая череда политических просчетов – и не в последнюю очередь кризис в области образования. Часто поднимаемый вопрос о проблемах с нелегальной миграцией не является, на мой взгляд, самой насущной проблемой Германии – но всего лишь одной из доброй дюжины не менее значимых. Одной из причин исчезновения уже упоминавшейся Веймарской республики был экономический кризис конца 1920- х – начала 1930-х гг. Вот и сейчас экономические показатели бывшего «чемпиона Европы по экспорту» выглядят весьма удручающе. Накануне Всемирного экономического форума в Давосе Международный валютный фонд опубликовал данные: в прошлом году экономика Германии показала наихудший результат среди крупнейших экономик мира.

Немецкая экономика, основу которой составляют в первую очередь автомобилестроение и нефтехимическая отрасль, сильно пострадала от ошибочных управленческих решений. Рост цен на энергоресурсы, начавшийся весной 2021 г. и вызванный среди прочего недоинвестированием в ископаемые источники энергии, больно ударил по нефтехимическому сектору. Принятый летом 2022 г. в США закон о снижении инфляции подтолкнул многие немецкие компании к переезду за океан, где энергия обходится дешевле и где меньше бюрократии.

А немецкие автомобили утратили свою былую популярность, хотя и остаются символом статусности и престижа в Китае и России. Немцы слишком долго пользовались своим комфортным положением лидера отрасли. Во всем же остальном мире покупатели переключаются на продукцию азиатских автопроизводителей. Потеря российского рынка, как представляется, окончательно добьет немецкий автопром. В подземном гараже моего многоквартирного дома в Санкт-Петербурге 90% припаркованных автомобилей – это большие немецкие машины. Так получилось, что сама я езжу на автомобиле азиатского производства. Вполне возможно, что скоро и мои соседи тоже начнут присматриваться к другим маркам машин.