«Очевидное невероятное»: вам и не снилось

На Okko стартовал комедийно-фантастический сериал по мотивам книг Кира Булычева

Провинциальный городок Великий Гусляр – место необычное. Здесь ежедневно приземляются летающие тарелки, на каждом углу порталы в параллельные вселенные, а по улицам запросто гуляют инопланетяне, похожие почему-то на работников ЖКХ. Жители города давно к этому привыкли. Продают пришельцам пирожки, играют с ними в шахматы на скамейках и держат местные чудеса в секрете от остального мира.

Но вот из Москвы приезжает новый мэр Эдуард Белинский (Максим Лагашкин – «Аритмия», «Географ глобус пропил»), который вырос в Гусляре, а теперь намерен рассказать о его диковинках всему человечеству и превратить город в крупный туристический центр, что, предположительно, будет плохо для жителей. Отбросив идею засунуть модернизатора в черную дыру, что расположена прямо за хозмагом, как слишком негуманную, горожане решают убедить его, что чудеса в Гусляре давно закончились. Во главе с заместителем мэра и энергичным общественником Тимофеем Молодцовым (Артем Быстров – «Дурак», «Чебурашка») они начинают прятать лезущую из всех щелей фантастику и делать вид, что ведут самый обыкновенный образ жизни.

«Очевидное невероятное» режиссера Александра Войтинского («Призрак», «По щучьему велению») весьма вольная киноадаптация цикла рассказов Кира Булычева о Великом Гусляре. Чтобы дать понять зрителю, что перед ним не экранизация, а в лучшем случае произведение «по мотивам», всем центральным персонажам меняют имена – впрочем, прототипы угадываются. Молодцов – радикальная модификация булычевского Корнелия Удалова, профессор-изобретатель (Павел Любимцев – «Дело о «Мертвых душах») вдохновлен образом профессора Минца, а журналист Миша Стендаль в сериале превращается в персонажа с тоже литературной фамилией Зощенко (Александр Нестеров – «По щучьему велению»).

/ Okko

Ироничное обаяние литературного первоисточника во многом держалось на соприкосновении фантастики с сонной, подчеркнуто обыденной жизнью захолустного городка позднесоветского периода. Сценарист Максим Кудымов («Реальные пацаны») переносит действие в условную современность, и в его версии Великий Гусляр больше напоминает русскую Ваканду – изолированную от мира высокотехнологичную утопию, сохранившую тем не менее традиционный бытовой уклад. Почти обязательная для таких проектов ностальгия по эпохе «самого вкусного пломбира» присутствует, но полностью вытесняется в саундтрек, составленный из хитов советской эстрады. И еще – в наряды и прически актрисы Светланы Ходченковой («Краткий курс счастливой жизни», «Росомаха: Бессмертный»), которая играет тут жену Молодцова.

/ Okko

Что-то придумывая самостоятельно, что-то заимствуя у Булычева, авторы создают на материале его рассказов авантюрно-эксцентрическую комедию. В первой серии все горожане меняются друг с другом телами, во второй – на городскую площадь падает инопланетный корабль, и каждый раз нужно сделать так, чтобы новый мэр ничего не заметил. С этой задачей сценарист Кудымов справляется менее изобретательно, чем хотелось бы. Вместо того чтобы придумывать, как остроумно герои будут прятать от мэра очередное чудо, он предпочитает просто выключать того из сюжета. Бедного Белинского то опаивают снотворным, то запирают в кабинете, то делают так, чтобы он волшебным образом на время исчез, чтобы появиться только в финале и опять все пропустить.

Остроумие – то, чего отчаянно недостает этому, в общем, забавному сериалу. Путешествие Молодцова по альтернативным версиям своей жизни могло быть менее предсказуемым. История с исполняющими желания золотыми рыбками – более интересной. Комедийно-фантастический жанр раздвигает границы дозволенного и позволяет дать волю воображению. Но авторы или выбирают наиболее шаблонные решения из всех возможных, или вымучивают какие-то совсем уж нелепые сюжетные повороты.

/ Okko

Недостатки сценария отчасти компенсируются актерским ансамблем. Лагашкин хорош в роли амбивалентного персонажа, сочетающего напористость столичного жлоба с растерянностью несправедливо обиженного ребенка. У Любимцева и Ильи Виногорского («Цикады») получился весьма обаятельный комедийный дуэт, срисованный, разумеется, с «Рика и Морти» и с «Назад в будущее», но это и не скрывается (в одном из эпизодов оба героя появляются в ковбойских костюмах – прозрачная отсылка к третьей части приключений Дока и Марти Макфлая).

Вызывает сомнения, насколько Артему Быстрову с его безнадежно печальными глазами и драматичными носогубными складками подходит роль суетливого пройдохи, смешно бегающего на полусогнутых ножках. Зато феерически красивая актриса Ходченкова в этой компании недотеп выглядит откровенно фантастическим допущением, сигнализирующим зрителю, что не стоит воспринимать происходящее на экране сколько-нибудь всерьез.

В цикле о Великом Гусляре фантастика была инструментом создания лирических притч и сатиры на современную Булычеву действительность. Авторы «Очевидного невероятного» благоразумно не метят ни в то ни в другое: они делают юмористический аттракцион – наивный, даже дурацкий и ни капли этого не стесняющийся. Что ж, отнюдь не самый плохой вариант ревизии творческого наследия знаменитого писателя.