Большой цифре – большая поддержка

Что делает правительство для поддержки IT-отрасли и ее развития

Самым сильным ударом для российской экономики в ходе мирового финансового кризиса 2008 г. стало падение цен на нефть и металлы, составлявшие большую часть российского ВВП. Несмотря на то что многие эксперты называли действия российского правительства по минимизации последствий кризиса ошибочными, власти всерьез задумались о том, как слезть с сырьевой иглы, и обратили свой взор на высокие технологии, включая IT. В то же время это совпало с повсеместным распространением смартфонов и развитием высокоскоростного интернета. Тогда была заложена основа для сервисов электронного правительства, появились инновационные кластеры вроде «Сколково», госпрограмма «Информационное общество», заложившая основу для принятия в 2018 г. полноценного нацпроекта, направленного на развитие всей сферы IT, – национальной программы «Цифровая экономика».

Почему же цифровизация стала одним из государственных приоритетов?

Во-первых, это коммерческий успех при минимальных затратах по сравнению с другими, традиционными отраслями экономики (такими как промышленность или сельское хозяйство, к примеру). Если в 2016 г. объем российского рынка IT составлял 306 млрд руб., то уже к 2021 г. он вырос до 465 млрд руб., а за 2023 г., по прогнозам, он составит 3 трлн руб.

Во-вторых, гибкость сферы IT и ее возможность одновременно как адаптироваться к новым внешним условиям, так и создавать комфортную среду внутри отрасли также повлияли на ее развитие. Айтишники в отличие, например, от банковского сектора не были скованы бюрократией, многие имели право выбирать, в какое время работать и из какой точки страны или земного шара. Помимо этого HR-технологии с огромным количеством преференций для сотрудников (ДМС, тимбилдинг, те самые «печеньки в офисе», отсутствие дресс-кода) первыми стали применяться именно в цифровых компаниях. Это в том числе повлияло на привлекательность данного направления для молодежи и талантливых (и свободолюбивых) специалистов.

Важно понимать, что динамика развития отрасли заметна благодаря не только ее мобильности, но и самобытности. Представители IT-рынка постоянно стремятся совершенствовать свои продукты, развивать экосистему цифровой экономики и покорять новые рынки. А еще развитию данной отрасли помогла сильнейшая математическая школа в нашей стране.

Меры поддержки государства стоит рассматривать в нескольких векторах: в рамках нацпроекта «Цифровая экономика» и изменений, связанных с событиями в стране и мире.

Нацпроект «Цифровая экономика» стартовал в конце 2018 г., и в числе его приоритетных задач были в том числе снижение издержек, развитие бизнес-среды, стимулирование конкуренции между компаниями. Кроме этого в рамках нацпроекта необходимо было создать эффективные отечественные решения – и уже здесь наложился геополитический фактор, связанный с уходом западных вендоров и сворачиванием деятельности международных компаний на территории России в 2022–2023 гг.

С уходом зарубежных корпораций отечественные компании активно принялись заполнять освободившиеся ниши. В первую очередь это коснулось различных видов промышленного ПО, продуктов по обеспечению кибербезопасности и платформенных решений. Здесь стоит упомянуть такие меры поддержки, как гранты на разработку программного обеспечения, а также льготные кредиты и помощь в государственной аккредитации IT-компаний, снижение налогов, мораторий на проверки и т. д.

То есть благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» был создан задел для импортонезависимости в IT, а события последних лет в нашей стране и мире показали своевременность таких мер и дали новый толчок в расширении и ускорении этой деятельности.

Здесь также стоит отметить работу индустриальных центров компетенций и центров компетенций разработки ПО, созданных в 2022 г., одна из целей которых – формирование предложения для крупных заказчиков. Возможность консолидировать усилия в решении масштабных задач, которое не всегда подвластно одной, пусть даже крупной, компании помогает выработать правила игры и избежать дублирования затрат на импортозамещение цифровых решений и программного обеспечения.

Еще один значимый фактор, повлиявший на темп развития российской IT-отрасли, о котором нельзя не упомянуть, – это пандемия 2020–2021 гг. IT-отрасль за этот период показала свою максимальную «выживаемость», социальную ответственность и умение кратно масштабироваться: пока производства приостанавливали работу, а офлайн-жизнь замирала, IT-сектор не просто ушел домой работать за ноутбуком, но и позволил безболезненно и качественно сделать то же самое всем остальным отраслям. А затем возник взрывной спрос на онлайн-развлечения, новые коммуникации и сервисы, оказывающие услуги удаленно. Помимо этого стала совершенствоваться уже существующая онлайн-инфраструктура: появились всевозможные типы электронной коммерции, бесконтактные доставки, новые сервисы, значительно упрощающие жизнь, обучение и работу.

Параллельно с этим в 2020 г. свою готовность оперативно трансформировать процессы, отвечая внешним факторам, проявило правительство. Именно во время пандемии цифровые сервисы стали настоящими помощниками для граждан – все привычные нам сферы жизни вынуждены были быстро перейти в онлайн. И отрасль была к этому готова. Огромную роль тогда сыграла помощь, оказанная государством.

Этот тренд на открытость, внимание к отрасли продолжился и дальше, и сегодня в России виден потенциал для дальнейшего роста и развития IT-сферы. Да, у нас уже есть мощные IT-решения, собственные технологии и сервисы, ПО и национальные IT-чемпионы, технологические лидеры. Но темп развития цифровых сервисов и технологическая гонка ускоряются, поэтому им необходима постоянная поддержка (регуляторная, кадровая, экономическая), которую систематически предлагает государство, подставляя свое плечо.

Помимо мер поддержки IT-бизнеса, актуальной становится персональная поддержка IT-специалистов. Мы часто общаемся с айтишниками и отслеживаем потребности специалистов «здесь и сейчас». Например, многие считают, что текущие меры поддержки необходимо распространить на ИП и самозанятых, а также на смежные отрасли (телеком, интернет-банкинг). Также есть запрос на переобучение и повышение квалификации, расширение льгот для IT-сотрудников, занятых в регионах, поддержку при переезде в регионы России, помощь в обратной релокации из других стран, сохранение возможностей для удаленной работы – ну и, конечно, увеличение доходов сотрудников.

Поэтому кроме классической поддержки необходимо оказывать помощь в сфере регулирования и совершенствования законодательства в цифровых отраслях. Раньше считалось, что IT сама по себе неплохо справляется и способна к саморегулированию, но по мере роста рынка и проникновения цифровизации во все сферы общества появляется много противоречивых вопросов, затрагивающих в том числе этическую составляющую. Такая тенденция есть как в России, так и во всем мире.

Вместе с распространением интернета возникла необходимость в выработке норм и правил для предотвращения противоправных действий, защиты прав пользователей и обеспечения безопасности при пользовании интернетом. Попытки регулирования со стороны государства предпринимались еще в начале нулевых, но сейчас регулирование уже самостоятельная подотрасль. Работа регуляторов направлена на защиту и конфиденциальность данных, предотвращение преследования и насилия в онлайне и управление контентом. Таким образом, работа над созданием безопасной онлайн-среды будет способствовать укреплению доверия и стабильности.

Стоит также добавить, что правительство идет в ногу со временем, и если появляется очередной мировой тренд, например развитие генеративных нейросетей, беспилотников, новых систем связи, облачных решений, то власти оперативно создают необходимую правовую основу для развития этих направлений.

Все перечисленные тренды уже видны в качестве самостоятельных направлений в прорабатываемом сейчас новом нацпроекте «Экономика данных», что потребует новых мер поддержки IT-отрасли и притянет в этот сегменты экономики новых игроков и специалистов.