«Группа «13»: нечетные художники в диалоге с миром

Выставка в Музее русского импрессионизма показывает, как необычно советские мастера рисовали повседневность

В Музее русского импрессионизма открылась выставка «Группа «13». В переулках эпохи». На экспозиции представлено более 300 работ участников объединения, состоящего из раннесоветских интеллектуалов. «Группа «13» получила название по количеству участников дебютной выставки (1929 г.) и просуществовала несколько лет, но оказывала влияние на многие течения в искусстве вплоть до 1970-х гг.

Первый костяк группы, в который вошли Николай Кузьмин, Даниил Даран и Владимир Милашевский, сложился из иллюстраторов газеты «Гудок». Они обменивались впечатлениями о прочитанных журналах по искусству, размышляли о создании сельской колонии живописцев вроде мастеров Барбизонской школы или Арлезианской коммуны, где работали Винсент Ван Гог, Поль Гоген.

Отчасти им удалось это осуществить: они делали зарисовки, на время обосновавшись в 1926 г. в Сердобске Пензенской области. Тогда же они сформировали свой живописный стиль, переосмыслив задачу скетча: отдавали предпочтение свободной акварели по мокрой бумаге и мгновенному рисунку с натуры спичкой, обмакнутой в тушь. На картины попадало все – крестьяне на сенокосе, закаты, речные пейзажи, а позднее – урбанистические пейзажи и городская суета.

Затем к ним присоединились мастера из Ленинграда и Саратова. У каждого была своя манера рисунка, но объединял их интерес к меняющейся повседневности: городским улицам и пешеходам, цветущим паркам и ипподромам, архитектурным достопримечательностям и пляжам. Неизменными оставались символические реверансы, которые художники группы делали в сторону импрессионистов, фовистов, старых мастеров. Их большая начитанность и насмотренность помогала по-своему интерпретировать смыслы и глубину искусства своих предшественников. У группы не было ярко выраженного манифеста, скорее он был прикладным – их творческий метод проступает через некую незаконченность произведений, превращая их в пленительные миражи.

В экспозиции идет своеобразный диалог: например, контурные наброски Романа Семашкевича («Автодор», «На закате») и аллегорические сюжеты Валентина Юстицкого («Пейзаж с цирком и фигурами») демонстрируются в перекличке с фовистами Морисом Вламинком и Луи Вальта. Влияние работ французов, с их интенсивными цветами, обобщенными контурами, решением отказываться от контрастных светотеней и сложных перспектив, прослеживается в ярких, экспрессивных мазках, неочевидном сочетании красок у советских мастеров.

Находится место и открытиям – обращает на себя внимание портрет участницы группы Антонины Софроновой, выполненный Владимиром Милашевским. Он прославился преимущественно иллюстрациями русских сказок, графическими работами. О том, что художник писал еще и портреты, широкой публике не было известно. На выставке очень разнообразно представлена графика Милашевского: черно-белые динамичные «Мясницкие ворота» противопоставляются ярким листам «Коломна. Мост через Москву-реку» и «На пристани».

Отдельно на выставке показаны книжные иллюстрации, работы послевоенных лет. Часть экспозиции посвящена ленинградскому кругу группы. Гибкие линии рисунков Юрия Юркуна, похожие на эскизы эпохи ар-деко, проявляются в работах, посвященных спорту, панорамам города, транспорту – «Дама с кавалерами», «Гимнастка». Здесь же – работы Ольги Арбениной-Гильдебрандт – акварели, картины с сочными садами («Парусники», «Экзотический пейзаж»). Ее стиль близок к русским символистам круга «Голубой розы». Ольге, актрисе Александринского театра, посвящали стихи Николай Гумилев и Осип Мандельштам, а она в это время вдохновлялась акварелями Мари Лорансен.

Такое отчасти легкое и одновременно высокопрофессиональное отношение к искусству отличает «Группу «13» от других объединений. Они дистанцировались от пролетарского искусства, монументальных задач Вхутемаса и переосмысляли приемы прошлого: мрачные тени Рембрандта, колористические решения Дега, расположение фигур у Тулуз-Лотрека. Сложно не заметить влияний западноевропейских мастеров в динамичных «Балеринах на занятиях» Даниила Дарана, «Водной станции» Нины Кашиной, энергичной «Трубной площади» Сергей Расторгуева, освежающей работе «На Цветном бульваре. После дождя» Николая Кузьмина.

Кроме абсорбции опыта прошлого сама «Группа «13» оказала большое влияние на оттепельных художников. Мастера объединения проложили путь для позднесоветской живописи – их подход к изображению города позднее находит отклик у нонконформистов, например Михаила Рогинского, Анатолия Слепышева, у раннего Анатолия Зверева.

Проект в Музее русского импрессионизма – своеобразная выставка-размышление о том, как и почему «Группа «13» стала одной из самых ярких в советское время, превратившись в явление, интерпретирующее портрет интеллектуального сообщества художников. Вопреки тому что группа просуществовала три года, их творческие искания в рамках сообщества художников растянулись на несколько десятилетий вперед. Авторы влияли друг на друга, обменивались идеями, наработками в разных сферах – книжной графике, живописи, литературе.

Выставка развенчивает распространенное представление о советских художественных группах как о чем-то устарелом, относящемся к прошлому. Авторы проекта поставили перед собой непростую экспозиционную задачу – поразмышлять о том, как сегодня показать художественную группу в рамках одного проекта, не скучно и понятно. Им это удалось, хотя с некоторыми оговорками: материал, представленный в экспозиции, огромен. Потребуется не один визит в музей, чтобы досконально изучить детали картин и взаимосвязи их творцов друг с другом.

Выставка в Музее русского импрессионизма открыта до 2 июня