Сизифов рубль

Насколько оправданны усилия по его укреплению для экономики России

Курс рубля с ноября 2023 г. стабилизировался на отметке 90–91 руб./$. Это стало возможным благодаря действию механизма обязательной продажи части экспортной выручки компаниями, что обеспечивает дополнительный приток валюты на внутренний рынок. Также на стабилизацию повлияла последовательная жесткая политика Центрального банка, выразившаяся в повышении ключевой ставки до 16% 15 декабря 2023 г. Такая политика призвана сдержать инфляцию и ограничить ослабление рубля. Но в среднесрочной перспективе до конца 2024 г. сохраняется высокая вероятность ощутимого ослабления российской национальной валюты. Есть как минимум три основные причины такого сценария.

Первая – это сохраняющаяся зависимость ряда отраслей промышленности от импорта высокотехнологичного оборудования и комплектующих, частично недоступного из-за санкционных ограничений.

Вторая – возможное замедление темпов роста мировой экономики, особенно Китая, как одного из ключевых торговых партнеров России. Это будет влиять на экспорт и, следовательно, приток валюты в страну в меньшую сторону.

Наконец, последняя – отложенный эффект от вторичных санкций, направленных против торговых партнеров России. Это так же, как и замедление мировой экономики, будет ухудшать ситуацию с платежным балансом.

Если предположить, что ослабление рубля объективно неизбежно, возникает вопрос: а насколько оправданна активная политика по поддержке и укреплению национальной валюты для развития российской экономики? Тем более что ее реализация зачастую обходится недешево.

Высокие процентные ставки ЦБ и укрепление позиций рубля, безусловно, положительно сказываются на общем доверии населения и инвесторов к национальной валюте как инструменту сбережения и накопления. Но есть и существенный негативный момент: такая политика сдерживает темпы восстановления и дальнейшего развития реального сектора российской экономики, ограничивая возможности его роста на фоне сохраняющихся сложностей с импортом высокотехнологичного оборудования, машин, комплектующих.

Это дает повод как минимум задуматься об осознанном ослаблении позиций рубля в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С точки зрения стимулирования развития реального сектора экономики и экспортных отраслей это оправданно. Примером такой политики может служить опыт Китая, который на протяжении десятилетий стимулировал экономический рост во многом именно за счет целенаправленного сдерживания чрезмерного укрепления юаня по отношению к доллару США, несмотря на колоссальное положительное сальдо торгового баланса. Такая валютная политика позволила Китаю не только сохранить высокую конкурентоспособность своего экспорта на мировых рынках, но и простимулировать развитие импортозамещающих отраслей промышленности для внутреннего потребления.

Вместе с тем ключевым моментом здесь является вовсе не абсолютный уровень валютного курса и даже не направление его изменения, а стабильность и предсказуемость его динамики. Излишняя волатильность обменного курса рубля чревата весьма серьезными рисками практически для всех субъектов российской экономики. Она способна приводить к резким скачкам инфляции, подрывая покупательную способность населения, а также вносить хаос и неопределенность в планы бизнеса по развитию производства, экспортно-импортным операциям, инвестиционной деятельности. Все это в совокупности снижает общую макроэкономическую стабильность и инвестиционную привлекательность национальной экономики.

При этом нужно помнить, что на формирование динамики валютного курса рубля оказывают существенное влияние как внутренние, так и внешние факторы. Главное принципиальное отличие между ними заключается в том, что на вторую группу параметров государство в лице Банка России и правительства объективно имеет гораздо меньше рычагов оперативного воздействия. К таким факторам, как правило, относятся внешнеэкономические: цена нефти, газа, торговые ограничения. Поэтому для проведения успешной валютной политики Банк России, во-первых, должен сосредоточить усилия на ослаблении влияния на курс рубля таких внешних факторов и порождаемых ими шоков. Это достигается через эффективное «управление ожиданиями» посредством прозрачной и предсказуемой денежно-кредитной политики. Во-вторых, Банк России должен уделять особое внимание удержанию волатильности курса рубля в определенных управляемых границах, не дать ей попасть в зону слабой обратной связи, что может привести к макроэкономическому валютному шоку, как в 2014 г. Остальное регулирование целесообразно оставить на усмотрение «невидимой руки рынка», по Адаму Смиту.

Курс рубля – важнейший инструмент макроэкономической политики. Для устойчивого развития экономики в долгосрочной перспективе важно не столько абсолютное значение курса или направление его изменения, сколько его предсказуемая динамика с разумным коридором колебаний. Достижение этого в перспективе позволит снизить риски и избавиться от высоких кредитных ставок – фактора, являющегося одним из главных препятствий для качественного диверсифицированного роста отечественной экономики. В противном случае все усилия рискуют стать сизифовым трудом, когда любая стабилизация сменяется новыми шоками, сводя на нет все принятые меры.