Ауфвидерзейн, Кант

Сегодня наследие философа из Калининграда используется как идеологическое оружие против России

9 февраля на съезде политологов в Светлогорске губернатор Калининградской области Антон Алиханов выступил с резонансным докладом, в котором проблематизировал значение философского наследия Иммануила Канта в современном политическом контексте. По словам Алиханова, Кант имеет «прямое отношение к тому глобальному хаосу, с которым мы сейчас сталкиваемся. Больше того, он имеет прямое отношение к военному конфликту на Украине», – ибо существует глубинная связь между кантовской философией и этическим обоснованием войны, которую ведет сегодня против России коллективный Запад.

Интрига вокруг выступления калининградского губернатора возникает по многим причинам. Во-первых, Калининград – историческая родина Канта, этот человек сегодня превращен в один из символов региона. Во-вторых, уже через два месяца, в апреле нынешнего года, – 300-летие со дня рождения кенигсбергского философа, которое планируется отмечать на государственном уровне, причем Алиханов – заместитель председателя оргкомитета. А программа юбилейных мероприятий, составленных еще в 2021 г., внушает мысль, что Кант – это «наше все».

Идея булгаковского персонажа Ивана Бездомного «отправить Канта на Соловки» – не только результат игры художественного воображения. В русской философии фигура Канта воспринималась неоднозначно. С одной стороны – традиция, к которой апеллирует Алиханов: это продолжатели славянофильского направления мысли, которые увидели в Канте исчадие ада, интеллектуального «черта» – антипода идеала Святой Софии. Для основоположника русского космизма Николая Федорова Кант – философ мещанства, «неумолимый лжесудия, который осудил все высшее на тесное тюремное заключение, всему же низшему дал свободу».

Федоровские интуиции о том, что «кантизм – сущность германизма», а «победить Германию – значит победить Канта», нашли отклик в годы Первой мировой, когда русские философы воодушевились решением этой задачи, понимая ее как свой прямой вклад в дело победы. Владимир Эрн в докладе «От Канта к Круппу» истолковал Канта как источник германского милитаризма; Евгений Трубецкой написал книгу «Опыт преодоления Канта и кантианства», в которой показал враждебность кантовской гносеологии соборной природе русского сознания; Павел Флоренский назвал Канта «столп злобы богопротивныя»; Сергей Булгаков отнес учение Канта к «философским ересям».

Однако есть и другая традиция. Уже при жизни кенигсбергский философ пользовался славой в русском обществе: юный Николай Карамзин гордился тем, что во время путешествия в Европу удостоился личной встречи с Кантом. Кантовские постулаты были взяты на вооружение не только вождями русского западничества, они охотно использовались и представителями духовно-академической философии, которых особенно вдохновляла этика и антропология немецкого философа. В России существовала влиятельная школа кантианства и неокантианства, причем среди поклонников Канта были и такие несомненные патриоты, как Арсений Гулыга.

Наследию Канта трудно вынести однозначную оценку, слишком плотно оно интегрировано в нашу интеллектуальную историю. Как любое крупное культурно-историческое явление, оно является предметом конфликта интерпретаций. И в этом смысле имя и наследие Канта является сегодня также полем боя, причем эту битву исторической памяти мы пока, похоже, проигрываем, ибо плохо осознаем ее значение. Безусловная заслуга губернатора Алиханова – в том, что он привлек внимание к этой проблеме.

Приходится признать: сегодня наследие Канта используется как идеологическое оружие против России. Идеи его политической философии применяются для дискредитации решений российского руководства, а само его имя – для стимулирования сепаратизма в Калининградской области и пересмотра итогов Великой Отечественной войны. «Пятая колонна» сделала одним из своих знамен философию Канта, в первую очередь – идеи трактата «К вечному миру», где представлена концепция европейской федерации, ограничивающей права суверенных государств, в том числе – на ведение войны. Учение Канта объявлено «философией мира».

К сожалению, для пропаганды этой идеологии используются научные, культурные и образовательные проекты, связанные с именем Канта в Калининграде и за его пределами. В Международный экспертный совет «Академии Кантиана» Балтийского федерального университета имени И. Канта входит профессор Отфрид Хёффе (ФРГ), который выступил одним из лидеров акции «Философы за Украину», призванной «рассказать миру о российской агрессии». На сайте проекта Хёффе разместил обращение, которое построено на апелляции к идеям Канта: «Как философ и приверженец выдающегося философа морали, права и мира Иммануила Канта, заявляю: остановите Путина!».

На летней школе Юридического института БФУ еще в 2019 г. профессор Герфрид Хорст читал лекцию «Кант и Кёнигсберг», в которой отстаивал идею возвращения Калининграду исторического названия. Хорст возглавляет «Общество друзей Канта и Кёнигсберга», деятельность которого направлена на включение Калининградской области в состав ФРГ. Он также автор статьи «За Кёнигсберг! Почему можно и должно переименовать Калининград», в которой доказывается, что «город должен обрести свое немецкое имя», и «это самое малое, что нужно было бы сделать для искупления вины и возмещения ущерба». «Общество» является давним партнером «Академии Кантиана», БФУ, Института философии РАН. После начала специальной военной операции «Общество» опубликовало заявление от имени «друзей великого мирного философа Иммануила Канта» с требованием прекратить «спецоперацию на территории Украины»!».

Незадолго до голосования по поправкам к Конституции РФ в 2020 г. заместитель директора Института философии РАН Юлия Синеокая (в 2022 г. покинула страну и создала антироссийский «Независимый институт философии» в Париже) и профессор университета Северной Каролины (США) Марина Быкова провели публичную беседу «Идея объединенной Европы в контексте истории философии», в которой на основе концепции Канта «о праве всемирного гражданства» обосновывали приоритет международного права над национальным, тем самым полемизируя с президентскими поправками.

Идеи Канта используются как инструмент ослабления нашей страны, начиная с перестройки, когда научному сообществу России была навязана долгосрочная программа исследований кантовской философии политики и права. В 1989 г. Фонд Конрада Аденауэра (ФРГ) предложил руководству Института философии АН СССР финансовую поддержку при условии реализации представленного немецкой стороной плана работ по Канту. Актуальность его учения объяснялась «открытостью», либеральной политической направленностью, значением для прав человека как автономного индивидуума, в противоположность интересам нации и государства. После этого Кант превращен у нас в философского идола, было издано двуязычное русско-немецкое собрание сочинений Канта, навстречу его 300-летию запущен проект «Кант на все времена».

На апрель 2024 г. в Калининграде запланировано проведение юбилейного международного конгресса к 300-летию Канта «Мировое понятие философии». Организаторы разъясняют: «Мировое понятие философии может быть понято также более широко и связано с всемирно-гражданским характером философии Канта». Предполагалось, что мероприятие должно состояться в качестве XIV международного Кантовского конгресса. Распорядителем этих конгрессов является Кантовское общество (ФРГ), оно отозвало у калининградского мероприятие этот статус: «Мы заявляем о своей солидарности со многими кантоведами на Украине и в России, которые также осуждают это нарушение международного права [в результате спецоперации]. Решение о проведении съезда в Калининграде было пересмотрено».

Возможно, нам тоже имеет смысл пересмотреть программу калининградского юбилейного конгресса и отказаться от пропаганды «всемирно-гражданской философии»? Тема конференции может быть приведена в соответствие с геополитической обстановкой и реалиями военного времени. Уместно было бы избрать тему «Кант и русская философия» (или «Кант и Россия»), в рамках которой имеет смысл обсудить фундаментальные противоречия между идеями Канта, их использованием в политической идеологии и социальной практике Запада, – и магистральными направлениями русской мысли, выражающими самосознание России как государства-цивилизации. Своевременным бы стало и обсуждение глубокого современного кризиса идеалов Просвещения и Модерна, одним из глашатаев которых был Кант.