«В Арктику»: северная одиссея

В прокат вышел документальный фильм о путешествии по морям и островам Северного Ледовитого океана

В 2019 г. путешественник, фотограф и режиссер-документалист Леонид Круглов («Великий северный путь») на ледоколе «Михаил Сомов» отправился к Земле Франца-Иосифа, чтобы найти и заснять нарвала – редкий вид китов, обитающий в арктических широтах. За первой поездкой последовали другие, и на протяжении пяти лет Круглов в составе нескольких экспедиций обошел все северные моря и архипелаги. Вместе с учеными исследовал тамошнюю флору и фауну, искал останки поморских лодок и даже открывал новые острова, появившиеся из-за таяния ледников. Из многих сотен часов отснятого материала и появился этот фильм, задуманный, судя по широкому географическому охвату, как подробный портрет российской Арктики.

/ «Кино.Арт.Про»

Работа, проделанная Кругловым, несомненно, вызывает уважение, как и любая работа увлеченного своим делом энтузиаста. Он не боится трудностей, снимает в экстремальных климатических условиях. Рискуя оказаться в ледовой ловушке, идет на маленькой яхте к мысу Арктический – одной из самых труднодоступных точек архипелага Северная Земля. Вплотную подкрадывается к лежбищу моржей. Едва спасшись бегством от белого медведя, тут же посылает к нему оснащенный камерой коптер.

Дроны расширяют возможности съемки, позволяя делать пейзажи с высоты птичьего полета, красиво огибать по дуге айсберги или заглянуть в глаза поднявшемуся на поверхность воды нарвалу. Показывая задумчиво плывущие льдины, автор сопровождает эти картины вальсом «Голубой Дунай» Штрауса-младшего – явная отсылка к «Космической одиссее» Кубрика, призванная сообщить холодной красоте Арктики надмирное, космическое звучание. И если целью было впечатлить зрителя торжественным великолепием арктических пейзажей, то с этим автор справляется хорошо – первую половину двухчасового кино вполне можно просидеть, восхищенно приоткрыв рот.

/ «Кино.Арт.Про»

Быть может, точно так же можно было бы просидеть и вторую, будь перед нами, к примеру, молчаливая и бессюжетная серия пейзажных зарисовок. Однако автор идет другим путем и делает традиционную документалку. При помощи закадрового голоса и членения на главы он пытается оформить материал в последовательный рассказ, в который тот никак не желает складываться, так и оставаясь, по сути, серией не очень связанных друг с другом фрагментов. Путешествие на ледоколе, на яхте, на катамаране, снова на ледоколе. Один архипелаг, другой, потом почему-то снова первый. Довольно часто автор видит белых медведей, которых в Арктике, как известно, много, и не может противостоять искушению вставить каждого из них в свое кино.

/ «Кино.Арт.Про»

Рассказу определенно недостает повествовательной логики, целенаправленного движения из точки А в точку Б, из-за чего разные экспедиции налезают друг на друга, сливаясь почти до неразличимости, а от ледяных пейзажей со временем начинает рябить в глазах. Будто кто-то листает перед тобой фотоальбом из своих путешествий. Это мы там-то. А это мы видели моржа. А вот священный идол ненцев, мы поговорили с его хранителем, классный мужик.

Картина позиционируется ни много ни мало как «новое открытие Арктики», но, несмотря на свою многословность, сообщает не так уж много о предмете разговора. Вместе с режиссером и группой ученых мы выслеживаем нарвалов и так ничего и не узнаем об этих животных, кроме того, что вот они есть. Три минуты наблюдаем, как люди ищут, находят и потом несут деталь от старой поморской лодки, так и не получив представления, как эти лодки, в общем-то, выглядели (хоть бы рисунок какой показали). Информация дается мимоходом, а автор охотно отвлекается от своей просветительской миссии ради очередного белого медведя.

Впрочем, нарративная неряшливость не отменяет главного достоинства фильма – гипнотической красоты Арктики, которую режиссер постарался передать зрителю. Наверное, прежде всего ради этой красоты картину и стоит смотреть. Узнать про историю освоения территории или как выглядели поморские лодки, в конце концов, можно и из других источников. А увидеть на большом экране, как камера пролетает над гигантским лежбищем моржей, – наверное, только в этом кино.