«Великолепные очевидцы»: скрытые смыслы портретов

В Новой Третьяковке открылась выставка о связях и взаимных влияниях деятелей культуры 1910–1930-х годов

В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась экспозиция «Великолепные очевидцы»: Время и люди. 1910–1930-е» – около 70 графических листов и скульптур. Очевидцами эпохи здесь становятся как художники, так и их знаменитые модели. С одной стены на посетителей с шаржа Кукрыниксов смотрит Владимир Маяковский, рядом невесомыми линиями выписан силуэт Елизаветы Кругликовой, по соседству – Борис Пастернак, нарисованный отцом, и, конечно, колоритное изображение Казимира Малевича. Именно его автопортрет стал «афишей» выставки.

Малевич писал портрет в 1908–1910-х гг., это было время его стремительного завоевания мира авангардного искусства. Мастер участвовал в первой выставке «Бубнового валета», продолжал экспериментировать в работах и считался пусть и начинающим, но в то же время уже заявившим о себе, признанным авангардистом. Его «Автопортрет» написан мрачными, преимущественно зелеными и коричневыми красками и дает представление еще об одном произведении мастера – «Красные купальщицы», которые не сохранились и известны только по выставочному каталогу 1911 г. В автопортрете «Купальщицы» изображены не в качестве обычной картины в раме на стене, а как тотальный фон. Малевич словно вписан в пространство картины. Таким образом это одновременно и физиогномический портрет, и экскурс в творческое наследие мастера.

Вы видите 16% этого материала
Подпишитесь, чтобы дочитать статью и получить полный доступ к другим закрытым материалам