«Еврейский авангард»: сокровищница авангардного искусства

В Еврейском музее выставка с работами знаменитых художников – Шагала, Альтмана и других

В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». В экспозиции – более 100 живописных и графических работ, которые соседствуют с театральными макетами, эскизами, архивными документами, скульптурами. В нескольких тематических разделах представлены театральные произведения Марка Шагала, кубистические композиции Александра Лабаса, цветодинамические конструкции Александра Тышлера.

Авторы проекта постарались погрузить посетителей выставки в исторический контекст: они рассказывают о том, как после отмены черты оседлости многие еврейские художники переместились в Москву, Петроград, другие крупные города, где начали свои творческие искания. Свое вдохновение мастера черпали в традиционной еврейской культуре и стремились перенести ее на международную арену.

Период с начала XX в. до 1930 г. – одно из самых интересных времен в развитии русского и мирового искусства, заявила «Ведомостям» куратор смотра Мария Гадас: «По своей плотности, значению открытий ничего аналогичного история искусства еще не предложила. В то время почти не было ничего второстепенного. Даже мастера второго ряда часто не уступают главным героям».

Это заметно в подборе работ – именитые художники выставлены в одном пространстве с менее известными авторами, качество работ которых заставляет подолгу останавливаться для изучения деталей. В фокусе внимания выставки – деятельность так называемой Культур-лиги, объединения еврейских художников, писателей, издателей. Созданное в 1918 г., оно ставило целью развитие культуры на идише. За шесть лет существования Культур-лиги ее отделы были созданы в Москве, Риге, Витебске, Минске, Вильно и других городах.

В 1992 г. в Москве прошла большая отчетная выставка работ участников Культур-лиги – Натана Альтмана, Марка Шагала и Давида Штеренберга. Сохранился ее каталог, в котором перечислено 55 работ. В одном из залов Еврейского музея сделали своеобразный трибьют этой выставке, постаравшись визуально и композиционно восстановить ту известную экспозицию. Она особенно интересна тем, что в творчестве этих мастеров тогда очень ярко проявлялись основные тенденции еврейского авангарда. Кроме того, авторы находились в тесных творческих взаимоотношениях, постоянно обменивались своими открытиями.

Речь идет про пластические эксперименты Штеренберга, радикальный символизм Альтмана, интерпретацию национальных культурных утопий Шагала. Интересно, как именитые мастера влияли на стиль друг друга: кубистически оформленная обложка папки участников Съезда работниц и крестьянок Северной области кисти Альтмана колористически перекликается с лаконичным «Письменным столом» Штеренберга. А «Натюрморт с синим графином» того же Альтмана можно сопоставить с «Натюрмортом с тарелкой и салфеткой» от Штеренберга – их объединяют ломаные линии и преимущественно темный фон.

Отдельно на выставке рассматривается феномен еврейского театра. Это был отчасти «плавильный котел» – еврейская народная культура создавала симбиоз с новой литературой, опыт мирового сценического искусства добавлял флер актуальности. На выходе получался спектакль, который транслировал общественно-политические и национальные идеи его создателей. Московский государственный еврейский камерный театр (ГОСЕКТ, а затем Государственный еврейский театр ГОСЕТ) в 1920-х гг. был примером международного авангардного театрального искусства. Спектакли выстраивали по критериям авангардной эстетики – это можно проследить в пространственных фантазиях Шагала (его цикл «Введение в еврейский театр» стал знаковым примером еврейского художественного авангарда), конструктивистских проектах Исаака Рабиновича (в них представление могло разворачиваться одновременно в трех измерениях сцены).

В экспозиции обращают на себя внимание символичные карандашные эскизы театральных костюмов Александра Тышлера и красочные зарисовки Марка Эпштейна. Яркие рисунки работы Рабиновича для спектакля «Суд идет» противопоставляются эскизам мизансцены к постановке «Ночь на старом рынке» Роберта Фалька.

Заключительная часть выставки показывает, как трансформировалась стадия абстрактного пластического эксперимента у еврейских мастеров. Здесь заметно влияние европейского авангарда – еврейские мастера строили работу, опираясь на зарубежный опыт. В это время усиливался вненациональный характер риторики мастеров и его универсальный смысл. Отправной точкой стало открытие кубизма – на выставке представлены сезанистские натюрморты Фалька, то, как геометрическую абстракцию осмысляли Яков Пайн, Давид Штеренберг. Далее следуют кубистические композиции Александра Лабаса, цветодинамические конструкции Александра Тышлера, супрематические ПРОУНы Элиэзера Лисицкого, проектные скульптуры Иосифа Чайкова.

Еврейские художественные объединения были ликвидированы в середине 1920-х гг., постепенно интерес художников смещался на достижения социалистического строительства. Новыми темами становились успехи «социалистического строительства», еврейские колхозы (представлены в графических сериях Марка Эпштейна), новое прочтение образа «еврейского местечка» (работы Сарры Шорр, Герша Ингера с сохранением модернистских приемов).

Проект в Еврейском музее интересен тем, что становится историческим экскурсом в специфику еврейского искусства начала XX в. Он показывает его трансформацию, взаимные влияния мастеров и включение в мировой культурный контекст.

Выставка в Еврейском музее будет открыта до 9 июня