«Морозко»: дама с хорьком

На Okko стартовал сериал про одиночество и детские травмы

На Okko стартовал сериал про одиночество и детские травмы. В «Морозко» эти невеселые темы становятся предметом юмористического повествования. Но, кажется, не для того, чтобы просто посмеяться, а чтобы попытаться найти ободряющие слова для всех, кому эти темы не чужды

Рита (Аглая Тарасова – «Лед», «Холоп 2», «Воздух») проживает жизнь, словно отстраненная гостья на чужой вечеринке. Работу свою (светская журналистика) презирает, парня у нее нет, из друзей – только сердобольная Надя (Елизавета Гончаренко – «Медиатор»), чье свободное время почти полностью занято ее собственным многодетным семейством. Одинокие вечера на съемной квартире проходят в компании бутылки вина и чучела злобно оскалившегося хорька по имени Леонид. И вот однажды «красные дни календаря» у Риты не наступают, врач ставит диагноз – ранний климакс. Теперь у нее осталась одна последняя яйцеклетка, и, если героиня хочет забеременеть, нужно делать это в ближайшие дни.

Отвергнув предложенных врачом доноров, Рита решает искать отца своему будущему ребенку самостоятельно. Сюжетная интрига, впрочем, строится не на вопросе, найдет ли женщина мужчину, готового поделиться самым ценным. Загадка, скорее, в том, каким образом это произойдет и кто станет избранником. «Морозко» начинается с того, что Рита разговаривает с эмбрионом, и все дальнейшее действие – развернутый флешбэк, исповедь пополам с рассказом, как я встретила твоего папу.

/ Okko

В качестве наиболее вероятного претендента на эту роль в жизнь героини с придурковатой улыбкой вплывает художник Тарас (Никита Ефремов – «Библиотекарь», «Крутая перемена»), и их тут же связывает судьба: новый знакомый страдает от постоянного звона в ушах, который рядом с Ритой волшебным образом исчезает. Завязку «срочно найти, от кого забеременеть» легко представить в какой-нибудь скабрезно-сентиментальной комедии в духе Джадда Аппатоу, но «Морозко» вроде бы вообще не про секс. Оплодотворение должно произойти непременно экстракорпоральным методом, мужчину требуется затащить не в постель, а в клинику, и все неизбежные шутки ниже пояса тут имеют совсем не эротический характер.

Отталкиваясь от сюжетной схемы фривольной комедии и не без остроумия выворачивая ее наизнанку, режиссер и сценарист Юлия Лысова («Игры в темноте») создает нечто иное – наполненный иронической рефлексией рассказ об одиночестве. Вместе со своей героиней она пытается разобраться в мучительных вопросах: «Что с Ритой не так? Почему она отчужденна?» Существует уважаемое мнение, что корни таких проблем нужно искать в первых годах жизни человека, и потому рассказ о климаксе перемежается развернутыми воспоминаниями о детстве героини и ее беспутном, вечно пьяном отце (Николай Наумов – «Реальные пацаны», «Волшебный участок»).

Прессе показали четыре серии, и по ним не очень понятно, насколько решительно Лысова намерена развить отношения ни капельки не влюбленных друг в друга Риты и Тараса в направлении любовной истории. Пока же рассказ о романтической встрече двух одиночеств не очень клеится. Но если у Лысовой не всегда получается совладать с жанровыми приемами, то вот нетривиально от них отступать – так, что рассказ выходит, быть может, не очень складным, зато интересным, – у нее вполне получается. 60-летний дед (Андрей Федорцов – «Убойная сила») маленькой Риты (Алиса Руденко – «Ухожу красиво»), в трусах позирующий в позе античного дискобола. Истерический монолог Ритиного начальника (Гоша Куценко – «Мама, не горюй», «Балканский рубеж») про свое военное прошлое. Бабник-экстрасенс в ковбойском костюме. Кустурицевские цыгане из детства. Рассказывая, как Рита потеряла фалангу пальца, автор умело морочит зрителю голову обманными ходами: то многозначительно показывает деда с топором, то юную героиню, которая неосторожно тянет руку к клетке еще живого и кусачего хорька Леонида.

Чучело зверька неспроста вынесено на афишу сериала. Кажущееся поначалу не более чем гротескной деталью интерьера, оно все больше наполняется смыслами и в перспективе грозит вырасти до полноценного символа. К сожалению, всего лишь фрейдистского, но тут уж как есть: автор явно неравнодушна к классическому психоанализу.

И еще «Морозко» умеет весело говорить о невеселых вещах, не маскируя их, не скрывая, а просто глядя на них под другим углом. В отце-алкоголике, таскающем вещи из дома, нет ничего смешного, но в глазах маленькой Риты его выходки выглядят артистическими проделками неугомонного трикстера. Комедия, как известно, оборотная сторона трагедии. И Юлия Лысова способна несколькими штрихами превращать одно в другое и обратно – драгоценное качество, свойственное самым вдумчивым и печальным комедиографам.