«Мастер Репин»: искусство не терпит трафарета

В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка к 180-летию великого художника

В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка к 180-летию Ильи Репина. Экспозиция, в рамках которой представлены работы как самого мастера, так и его учеников – Валентина Серова, Игоря Грабаря и др., показывает каким наставником был великий художник и как он повлиял на современное искусство

В экспозиции «Мастер Репин: Эпизоды из жизни учителя и учеников», открывшейся в музее «Новый Иерусалим», собрано более 100 работ художника из 24 музеев и частных коллекций. Здесь нет прославленных произведений мастера – ни «Бурлаков на Волге», ни «Садко» или «Не ждали». Кураторы выставки, приуроченной к 180-летию Ильи Репина, решили рассказать о нем не только как о живописце, но и как о талантливом наставнике.

Руководить своей мастерской в Академии художеств Репин начал в 1894 г. Будучи уже 50-летним классиком и кумиром молодежи, он продолжал экспериментировать, исследовать свои возможности как живописца. Он отказывался от любых жанровых рамок, а в его мастерской собирались толпы студентов: в класс, рассчитанный на 30 человек, набивалось по 90. Репин не навязывал свой стиль ученикам, а продвигал принципы творческой свободы, способность меняться. Советовал идти своим путем, не подражать, ведь искусство, по его словам, «не терпит трафарета». Мастер не правил студентов – считал это вредным при выработке собственного почерка, но с удовольствием вместе с ними рисовал. Так ученики могли следить за ходом его работы и техникой.

/ Предоставлено пресс-службой музея «Новый Иерусалим»

Проект построен на визуальных сопоставлениях – картины Репина показаны рядом с произведениями его учеников на одну и ту же тему или с близкими по смыслу сюжетами. В названия разделов экспозиции вынесены главные принципы работы художника: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». Первые разделы выставки посвящены исследованиям натуры – человеческого тела, лиц, природы. Начинается проект с залов с изображением обнаженной натуры. До 1893 г. студентам в натурном классе позировали только мужчины (женскую натуру писали лишь в частных мастерских). Репин одним из первых начал приглашать натурщиц в свою учебную мастерскую. «Натурщицы» кисти Репина на выставке показаны рядом с одноименными работами Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Дмитрия Щербиновского. За внимание посетителя они соперничают с портретами, выполненными самим мастером.

Репин делал зарисовки везде – в театре, за трапезой, на природе – и призывал учеников наблюдать за окружающим миром. Сам художник был известным портретистом (создал не менее 36 автопортретов). На выставке особенно выделяется его незаконченный портрет пианистки Марии Бенуа. Эта работа показывает, как мастер умел поймать главное в моменте. Всего за один сеанс он нарисовал модель с чуть откинутой назад головой и приподнятыми над клавишами руками. Наметил корпус полированного рояля и вывел на белоснежной руке Бенуа бархатный браслет с блестками. Незаконченность работы придает ей своеобразный уют и шарм.

В качестве тренировки Репин советовал студентам рисовать друг друга. В экспозиции представлены результаты этого задания: портрет Константина Сомова в рабочем халате, сделанный Филиппом Малявиным в классе, или автопортрет Анны Остроумовой-Лебедевой в студии. Их дополняют изображения друзей, родственников Серова, Осипа Браза, Исаака Бродского.

/ Предоставлено пресс-службой музея «Новый Иерусалим»

Не менее важным в творчестве Репина и его студентов был пейзаж. Яркое полотно художника «На Академической даче» иллюстрирует, как проходили выезды на пленэр. Мастер и ученики искали подходящее место в саду, у пруда, в лесу и работали вместе. На выставке можно сравнить самые разные техники и манеры исполнения тех сюжетов, которые художники находили на природе. Это, например, тревожная работа «Перед грозой» Константина Маковского, почти импрессионистские этюды Серова «Прибой», реалистичные «Сумерки в Судиславле» Кустодиева и «Осенний пейзаж» Ивана Куликова.

В третьей части выставки – эксперименты с художественной манерой. Разделы посвящены импрессионизму и экспрессионизму. С импрессионистами Репин познакомился во время поездки в Париж в 1874 г., когда там проходила их первая выставка. На протяжении карьеры художник считал их то интересными, то скучными. Но влияние французов прослеживается в его динамичной «По следу (Казаки в степи)», а также безмятежно-воздушной работе «На берегу Финского залива».

Следуя заветам мастера о творческой свободе, каждый из учеников выбирал свое поле для экспериментов. Бродский увлекался игрой со светом («Портрет К. И. Чуковского»), Грабарь – цветовыми эффектами («Косые лучи»). А Павла Шмарова («Две купальщицы») после переезда в Европу и вовсе называли Русским Ренуаром – его картины похожи на работы французского коллеги сентиментальностью сюжетов и интересом к женской натуре. Свое прозвище Шмаров получил после того, как Люксембургский музей купил его картину «Купание».

Выставка превращается в своеобразный фильм, в котором главный герой показан через отношения и связи с друзьями. Картины дополнены снимками и строками из воспоминаний учеников. Проект помогает понять, каким наставником был Репин, как экспериментировал и повлиял на студентов, которые переложили его постулаты на будущие течения в искусстве.

Выставка в «Новом Иерусалиме» открыта до 28 июля.