Символ бессилия

Санкции способны потрепать нервы государству, против которого они направлены, – но не способны остановить его

В эти мартовские дни мы отмечаем не только юбилей воссоединения России с Крымом, но и 10 лет с начала масштабной санкционной войны Запада против России. И впору констатировать: санкции не работают. Но это своего рода экономический закон – санкции крайне редко приносят тот результат, на который рассчитывали их авторы.

Ценные исторические уроки

В 1806 г. император Наполеон Бонапарт инициировал одну из масштабнейших экономических и торговых блокад в истории Европы, поводом для которой послужили разногласия между Францией и Великобританией в сфере внешней торговли. 21 ноября 1806 г. Наполеон издал Берлинский декрет о введении так называемой континентальной блокады. Этот декрет в буквальном смысле запрещал всем европейским государствам, находящимся под контролем Франции (включая Пруссию, Голландию, Испанию и ряд регионов Италии), «любые торговые, почтовые и иные отношения с Британскими островами». Всем судам, которые следовали из Англии или одной из английских колоний, был запрещен вход в порты этих стран.

Со временем в торговую блокаду оказался вовлечен почти весь европейский континент. Лондон ответил контрблокадой. Однако тогда же пышным цветом расцвела контрабандная торговля. Англичане смогли избежать масштабного экономического кризиса, переориентировав значительную часть своих торговых потоков на Северную Америку. А после поражения Наполеона в войне с коалицией европейских стран в 1813 г. континентальная блокада перестала соблюдаться и вскоре была официально отменена. В итоге в соперничестве за господство в Европе верх взяли англичане.

Есть определенное сходство между тектоническими сдвигами, имевшими место тогда, и тем, что происходит сейчас. Россия, которую коллективный Запад пытается изолировать своими «санкциями из ада», перебросила свои основные торговые потоки в направлении восток-юго-восток, подобно тому как британцы более 200 лет назад проделали то же самое в направлении запад-северо-запад.

Несмотря на все разговоры о санкциях в нефтегазовой отрасли, ведущие международные компании, в том числе такие, как BP и ExxonMobil, так никуда и не ушли из России даже перед лицом санкций, коснувшихся проведения операций по глубоководному бурению на шельфе. Слишком значимыми были масштабы их бизнеса в России. И та же компания BP (до мая 2001 г. – British Petroleum), несмотря на все ее громкие заявления, сделанные в феврале 2022 г., до сих пор владеет долей активов «Роснефти».

Согласно нормам международного права только Совет Безопасности ООН вправе вводить санкции, которые носят юридически обязательный характер для всех 193 государств – членов ООН. В случае же с Россией речь идет об односторонних санкциях, введенных группой из 42 государств. К примеру, страны Латинской Америки в них не участвуют, но де-факто многие просто не решаются сотрудничать с российскими компаниями, опасаясь кары со стороны США. Член Евросоюза Венгрия поддерживает тесные контакты с «Росатомом» по вопросам строительства новых ядерных реакторов. Южная Корея присоединилась к санкциям в экономической сфере, но не поддерживает их ни в академической, ни в культурной области. ЕС импортирует российское дизельное топливо, а для австрийского Raiffeisen Bank его единственным источником прибыли является Россия. В общем, четкой системы не наблюдается.

Действенный стимул к диверсификации

Самыми неприглядными и отвратительными являются санкции в сфере спорта. Я преподаю международное право вот уже 30 лет и на своих занятиях привожу меры, принятые против спортсменов из ЮАР в эпоху режима апартеида, в качестве примера санкций, которые действительно стали для южноафриканцев эмоциональным ударом. Куда большим, чем эмбарго на поставки вооружений, которые так никогда и не дали желаемого эффекта, поскольку благодаря усилиям США и Израиля в стране успели накопить внушительный арсенал оружия, включая химическое. А вот о том, что в свое время южноафриканским спортсменам запретили участвовать в международных соревнованиях, в том числе в турнирах по регби, возможно, вспомнили те, кто принимал решение о введении против России аналогичных мер.

Во время своего выступления на прошедшем недавно Всемирном фестивале молодежи в Сочи я отмечала, что это действительно трагедия для тех молодых спортсменов, которые мечтали принять участие в очередных Олимпийских играх этим летом в Париже. Увы, Международный олимпийский комитет принял решение о допуске на Олимпиаду только тех спортсменов из России и Белоруссии, которые готовы будут выступать там «в нейтральном статусе», без использования национальных флага и гимна. Это распоряжение полностью противоречит как самим правилам Олимпийских игр, так и их духу. Идея проведения альтернативных игр все активнее обсуждается в рамках Евразии, но, конечно, мечта об олимпийском чемпионстве – это совсем другая история.

Но тут речь об эмоциях и о судьбах отдельных людей – а в сфере экономики санкции даже могут быть стимулом к развитию целой страны. В результате торговых ограничений, введенных ЕС против России летом 2014 г. (поводом для них стал крымский кризис), Россия взяла решительный курс на обретение независимости в аграрной сфере. Десятилетия обсуждений и практически полного отсутствия действий в направлении диверсификации закончились. На введенные против нее санкции Москва ответила контрсанкциями в области поставок сельхозпродукции и наконец стала активно инвестировать в собственное производство фруктов и овощей и другие сегменты АПК. В результате Россия превратилась в экспортера пшеницы номер один в мире.

Нет никаких сомнений в том, что введенные против России в 2014–2024 гг. 17 000 «санкций из ада» стали причиной бессонницы у руководителей многих компаний и центральных банков. Но в конечном итоге эти масштабные санкции послужили толчком к внедрению инноваций.

Целью санкций является принуждение того или иного государства к определенной модели поведения. Однако эта цель еще ни разу не была достигнута – ни в случае с санкциями ООН в отношении ядерной программы Ирана, ни в случае с Сербией.

Да и в случае с Россией санкционная политика Запада, безусловно, обернулась полным провалом. В отсутствие подлинной дипломатии санкции привели к раскручиванию маховика инфляции. Подлинная политика должна выглядеть иначе. Но сегодня в Европейском союзе и США больше полагаются на символы. И нужно иметь соответствующие средства, чтобы позволить себе действовать в рамках этих символов, которые только вредят многим из тех стран, которые их объявили.