«Обнаженная муза Пьера Боннара»: жизнь и искусство

В прокат вышел фильм о любви знаменитого французского художника и его модели

В маленькой парижской студии художник (Венсан Макен – сериал «Ирма Веп») рисует женщину (Сесиль де Франс – «Вокруг света за 80 дней», «Молодой папа», «Новый папа») в нарядной шляпке, почему-то посадив ее не перед собой, а у себя за спиной. Женщина растерянно оглядывается по сторонам. Видно, что позирует она впервые, а этого небрежно одетого чудака, сосредоточенно водящего карандашом по прикрепленному прямо к стене холсту, даже не знает.

«И часто вы так девушек заманиваете?» – спрашивает она, просто чтобы нарушить тишину и убедиться, что художник не забыл о ее существовании. Тот молчит, поглощенный работой, – не исключено, что и впрямь забыл. «Могли бы и ответить», – вздыхает женщина. Как-то иначе она представляла себе процесс позирования.

Художник – французский постимпрессионист Пьер Боннар. Женщина – его натурщица, подруга, а потом и жена Мария Бурсен, представившаяся при первой встрече Мартой де Мелиньи и под этим именем вошедшая в историю (сам Боннар узнал ее настоящее имя лишь 32 года спустя). Познакомившись в 1893 г. на улице, они вместе прожили полвека, и, как сообщает финальный титр фильма, Марта изображена более чем на трети всех созданных Боннаром работ.

/ Canal +

Он действительно предпочитал работать, прикрепив холст или бумагу к стене, и писал не столько с натуры, сколько опираясь на память и впечатления. В первой сцене фильма такая манера дает возможность режиссеру и сценаристу Мартену Прово («Я и ты», «Серафина из Санлиса») выстроить интересную мизансцену. Разговор не «глаза в глаза»: она адресует реплики его затылку, его внимание приковано не к женщине, а к ее образу, который он создает на холсте. Однако, когда Марта, заскучав и рассердившись, встает, чтобы уйти, Пьер пытается ее остановить, ее присутствие ему необходимо. Так в самом начале задается основной мотив фильма, проходящий через всю историю, – Пьер поглощен собой и своим творчеством, но ему обязательно нужно, чтобы Марта просто была где-то рядом, без этого ему не живется и не пишется. Впрочем, Марта тоже не божий одуванчик и свою роль музы принимает не с безропотностью жертвы, но с грубоватым достоинством простолюдинки.

Мартен Прово хорошо показывает художественную технику Боннара, и часто мы можем видеть героя за созданием его известных работ, начиная с первых портретов Марты и заканчивая картиной «Миндальное дерево в цвету», завершенной за неделю до смерти. Для режиссера эти моменты – не столько дежурные иллюстрации к биографии художника, сколько важные штрихи к их совместному с Мартой сюжету. Доктор прописал страдающей астмой Марте водные процедуры, и Пьер установил в доме ванну – дорогое удовольствие для того времени. Так появилась серия портретов Марты в ванне. Жизнь и искусство в фильме находятся в постоянном конфликте, но неразрывно связаны друг с другом – как и герои.

/ Canal +

«Обнаженная муза» не выпускает из виду Пьера и Марту, все остальное вытесняется в подтекст, редуцируется к деталям, растворяется в фоне. Париж представлен в основном тесной улочкой с крутыми ступеньками, по которым Марта каждый раз вынуждена подниматься. Рим – вовсе видом из окна. Большая история с обеими мировыми войнами тоже остается за кадром, хотя Прово дает ощутить ее тяжелое дыхание. Один из эпизодов разворачивается в августе 1914 г. и завершается тревожным колокольным звоном, возвещающим то ли о вступлении Франции в войну, то ли вообще о конце Прекрасной эпохи.

Лишь в середине фильма в интимный дуэт героев вторгается третий важный персонаж – молодая любовница Боннара Рене (красавица Стэйси Мартин – юная Джо из «Нимфоманки» Триера), и то ненадолго. Но, несмотря на такую камерность, в фильме много воздуха, света и зелени: Прово проветривает укромный мир своей картины, впуская в нее освежающие сквозняки. Иногда в расположенный вблизи Вернона дом Пьера и Марты из соседнего Живерни приплывает на лодке Клод Моне (Андре Маркон – Золя в «Офицере и шпионе»). Трижды в кадр заходит светская тусовщица и покровительница всех талантов Мися Серт (Анук Гринбер – «Раз, два, три... замри!») – каждый раз с новым мужем. В эти моменты Прово не может отказать себе в удовольствии набросать несколько ироничных скетчей о жизни французской богемы. То живописец Эдуар Вюйар (Грегуар Лепренс-Ренге – «Все песни только о любви») нелепо расплачется за обеденным столом от слишком сентиментального и нескромного воспоминания. То поссорившиеся Марта и Мися залезут в платьях в Сену и, стоя по грудь в воде, будут в ярости осыпать друг друга упреками. Невозмутимый Моне в это время неподалеку будет мирно рисовать свои кувшинки.

Рассказывая о художнике и женщине, которой отведена роль музы, Прово избегает резких суждений и не превращает фильм в очередное дидактическое высказывание на гендерную тему. С некоторой точки зрения отношения героев, пожалуй, можно описать как «созависимые», и режиссер допускает такой взгляд, но сам предпочитает смотреть на происходящее другими глазами. Он снимает фильм о людях очень искренних и импульсивных, которые не умеют терпеть, притворяться и всегда следуют велению души. Которые бросаются друг другу в объятия на первой встрече, от избытка чувств сигают голышом в реку и, несмотря на все противоречия, физически не могут друг без друга существовать. Иногда это тяготит обоих, но Прово недаром берет повествовательную дистанцию длиной в полвека. И ближе к финалу, когда впереди лишь смерть и радоваться, казалось бы, нечему, возникает неожиданно светлое чувство, что ты сейчас посмотрел историю чьей-то очень счастливой жизни.